Содержание
-
Коммуникативные универсальные учебные действия как результат образования
pptcloud.ru
-
План:
1. Коммуникативные универсальные учебные действия. 2. Состав коммуникативных действий. 3. Приёмы формирования коммуникативных учебных действий.
-
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (М.И. Лисина, 1986)
-
Коммуникативная компетентность
Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации и др.
-
Состав коммуникативных действий (по А.Г. Асмолову)
Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
-
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией
Включает следующие умения: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
-
2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия
Предполагает: понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
-
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Определение цели и функций участников, способов взаимодействия; Планирование общих способов работы; Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
-
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Включает умения: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; Переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
-
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
Уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; Адекватное межличностное восприятие; Готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности); Стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
-
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) в предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
-
Общение как ведущая деятельность подростка
Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, т.к. общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности. (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)
-
Коммуникативное развитие
В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения ставить и решать коммуникативные речевые задачи. (И.А. Зимняя, 2002)
-
Коммуникативные речевые задачи
Коммуникативная задача имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт или результат. К основным группам задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение. Освоение коммуникативных задач растянуто во времени.
-
Подходы к построению общения
Монологический («манипулятивный»)- важная роль в общении Отношение к собеседнику как объекту воздействия Приводит к игнорированию собеседника, безразличию, недоверию, закрытости Диалогический – отношения между «равноправными и равнозначными сознаниями» (М.М. Бахтин, 1963) Реализует задачи межличностного общения Предполагает взаимное уважение, доверие, естественность и открытость, сочувствие, доброжелательность и терпимость
-
Диалог как личностный уровень общения
Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности Готовность и способность к диалогу считаются высшим уровнем развития коммуникативной компетентности
-
Условия формирования коммуникативных действий
Организация совместной деятельности школьников на уроке: - работа учеников в группе; - дискуссия как форма учебного сотрудничества; - игровая деятельность Совместное планирование деятельности учителем и учащимися: - проектные формы деятельности
-
-
4(3). Познавательные универсальные учебные действия
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность
-
Особенности исследовательской и проектной деятельности учащихся
Цели и задачи этих видов деятельности определяются личностными и социальными мотивами. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и др. Обеспечивается сочетание различных видов познавательной деятельности
-
Исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты
Общие черты: практически значимые цели и задачи; структура (общие компоненты деятельности); компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация Специфические черты: любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования; в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ
-
Компоненты исследовательских действий
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания.
-
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы
Умение видеть проблему Умение ставить вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение структурировать тексты Умение работать с метафорами Умение давать определения понятиям
-
Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования
Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации
-
Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария
Выделение материала, который будет использован в исследовании Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные) Вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.
-
Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов
Умение наблюдать Умение и навыки проведения экспериментов Умение делать выводы и умозаключения Умение классифицировать
-
Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ
Умение структурировать материал Обсуждение, объяснение, доказательство, защита результатов, подготовка, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям
-
Условия достижения перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений
Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. Обеспечение эмоционального благополучия учащихся. Удовлетворение познавательной потребности. Удовлетворение потребности в межличностном общении. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
-
4(4). Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие способности к регуляции деятельности подростков должно быть рассмотрено в трёх аспектах: - формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; развитие регуляции учебной деятельности; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний
-
Рекомендации по формированию регулятивных действий (условия)
Общение как необходимое условие развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции Организация учебного сотрудничества ученика с учителем Совместная деятельность с учителем и сверстниками Самостоятельная работа как эффективный метод организации учебной работы школьников
-
Рекомендации по формированию действия оценки (1)
С самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности; Необходимо объективировать для учащегося функции оценивания; Предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка);
-
Рекомендации по формированию действия оценки (2)
Необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности; Оценка должна основываться на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимися самостоятельно; Необходимо формировать у учащихся умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;
-
Рекомендации по формированию действия оценки (3)
Способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности; Необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценочное суждение учащегося предваряет оценку учителя; Организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого обучающегося
-
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт (проект). – www.standart.edu.ru; mon.gov.ru. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с. Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/ Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.