Содержание
-
Развитие мышления, через эффективное использование вопросов
- Умный вопрос – это уже добрая половина знания. Ф. Бэкон
- Знак вопроса – это крючок, на который ловятся идеи. Из записной книжки
-
В вопросах рождается Homo Sapiens
- Один из способов развития мышления в учебном процессе состоит в использовании вопросов разных типов.
- Важную мысль о разделении вопросов по сложности высказал еще Г. Лейбниц: «Можно даже сказать, что существуют темы, представляющие нечто среднее между идеей и предложением.
- Таковы вопросы, из которых некоторые требуют в качестве ответа только «да» или «нет»; такие вопросы ближе к предложению.
- Но есть также вопросы в которых спрашивается об обстоятельствах дела и т. д. и которые требуют больших дополнений для превращения их в предложения».
-
Вопросы и развитие мышления
- Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» и «высшего» порядка.
- Так, на «нижнем» уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи.
- По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений.
- Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.
-
Типы вопросов по уровням развития мышления и их сущность
-
-
-
Вопросы в обучении
- Вопросы – это тот инструмент, который мы часто используем, чтобы помочь нашим ученикам продумать сложную проблему или спорный вопрос.
- Наши вопросы должны быть тщательно разработаны, иначе мы не получим от учеников предполагаемый результат.
- Существуют вопросы для нахождения фактов, интерпретации, рефлексивные и многие другие.
- В зависимости от типа, вопросы имеют различные цели и ориентированы на развитие определенных мыслительных умений.
-
Типы вопросов в обучении
- Все типы вопросов можно разбить на две основные категории – открытые и закрытые вопросы.
- Закрытые вопросы (простые вопросы):
- ориентированы на проверку фактического знания;
- содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов.
- Примеры: Когда было восстание Декабристов? Кто стоял во главе декабрьского восстания 1825 года?
- направляют мысль обучаемого;
- обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы.
- Открытые вопросы:
- строятся на основе фактического знания;
- требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом;
- имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск;
- требуют более глубокого обдумывания темы;
- побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос;
- обычно начинаются с ключевых слов, таких как почему, каким образом, как, зачем, что.
-
Сравнительная таблица вопросов
-
Основополагающие, проблемные и частные вопросы
- Написание вопросов для структурирования учебного материала требует времени и практики. Иногда их сложно сформулировать, нередко они требуют многих корректировок.
- Некоторым учителям проще наметить Основополагающий Вопрос, а затем работать с Проблемными вопросами учебной темы и Частными вопросами.
- Другим учителям легче вначале просмотреть определенное содержание, которое они преподают, а затем посмотреть, как это содержание вписывается в более широкое понятие и Основополагающий вопрос.
- Есть и третий путь – на основании стандартов и базовых учебных планов определиться с изучаемым понятием, представить его в виде Вопроса Учебной Темы, а затем определяться с конкретным содержанием (Проблемные, Частные вопросы) и Основополагающим вопросом.
-
Разработка собственных вопросов для структурирования учебного материалав проектной деятельности
- Реализация проектной технологии с целью развития мышления учащихся поддерживается триадой вопросов: Основополагающий Вопрос, Вопрос(ы) Учебной темы, Вопросы для исследований учащихся.
- Основополагающий Вопрос и Вопросы Учебной темы – это вопросы открытые.
- Вопрос(ы) Учебной темы напрямую соотносится с Темой проекта, в которой скрыта проблема для исследования.
- Тема проекта в свою очередь должна быть согласована с Темой (разделом) программы учебной дисциплины.
- «Нижний» уровень вопросов триады представляют уже не Частные вопросы по содержанию, а Вопросы для исследований учащихся.
- Вопросы для исследований учащихся могут быть как закрытыми, так и открытыми, в зависимости от типа проекта.
- Вопросы для исследований учащихся согласуются с темами исследований. Зачастую темы исследований формулируются в форме вопроса.
-
Особенности разработки триады вопросов
-
Выводы
- Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.
- Закрытые вопросы, направленные на проверку знания фактов и приемов решения проблем, безусловно, важны. Однако, если учащиеся не могут связать эти знания с более широкими понятиями, ценность таких вопросов снижается. Поэтому необходимо также использовать открытые вопросы для структурирования учебного материала.
-
Условия успешной реализации проектной деятельности
- Главной становится деятельность учения, ученик становится активным участником образовательного процесса.
- Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и является центром учебного плана.
- Проекты управляются Основополагающими Вопросами. Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.
- Проекты имеют связь с реальным миром.
- Учащиеся представляют свои знания через конечный продукт исследования.
- ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.
- Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.
- Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.
-
Изменение роли учителя в проектной деятельности
- направляет со стороны, больше не является мудрецом на возвышении;
- больше тренирует и моделирует, меньше рассказывает;
- больше ищет вместе с учениками, меньше консультирует;
- больше междисциплинарного мышления, меньше специализации;
- больше оценки выступлений, меньше оценки письменных работ, знания фактов.
-
Изменение роли учащегося в проектной деятельности
- больше выбора и принятия решений при выполнении учебных заданий;
- больше возможностей;
- больше ответственности при выполнении заданий и распределении времени;
- больше зависимости от других учащихся в групповой работе.
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.