Презентация на тему "Развитие мышления, через эффективное использование вопросов"

Презентация: Развитие мышления, через эффективное использование вопросов
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Развитие мышления, через эффективное использование вопросов" описывает основные виды вопросов, особенности разработки триады вопросов, отличительные черты основополагающих, проблемных и частных вопросов, сущность мышления и влияние на его развитие вопросов.

Краткое содержание

  • Вопросы и развитие мышления;
  • Типы вопросов по уровням развития мышления и их сущность;
  • Вопросы в обучении;
  • Основополагающие, проблемные и частные вопросы;
  • Особенности разработки триады вопросов.

Содержание

  • Презентация: Развитие мышления, через эффективное использование вопросов
    Слайд 1

    Развитие мышления, через эффективное использование вопросов

    • Умный вопрос – это уже добрая половина знания. Ф. Бэкон
    • Знак вопроса – это крючок, на который ловятся идеи. Из записной книжки

  • Слайд 2

    В вопросах рождается Homo Sapiens

    • Один из способов развития мышления в учебном процессе состоит в использовании вопросов разных типов.
    • Важную мысль о разделении вопросов по сложности высказал еще Г. Лейбниц: «Можно даже сказать, что существуют темы, представляющие нечто среднее между идеей и предложением.
    • Таковы вопросы, из которых некоторые требуют в качестве ответа только «да» или «нет»; такие вопросы ближе к предложению.
    • Но есть также вопросы в которых спрашивается об обстоятельствах дела и т. д. и которые требуют больших дополнений для превращения их в предложения».
  • Слайд 3

    Вопросы и развитие мышления

    • Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» и «высшего» порядка.
    • Так, на «нижнем» уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи.
    • По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений.
    • Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.
  • Слайд 4

    Типы вопросов по уровням развития мышления и их сущность

  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Вопросы в обучении

    • Вопросы – это тот инструмент, который мы часто используем, чтобы помочь нашим ученикам продумать сложную проблему или спорный вопрос.
    • Наши вопросы должны быть тщательно разработаны, иначе мы не получим от учеников предполагаемый результат.
    • Существуют вопросы для нахождения фактов, интерпретации, рефлексивные и многие другие.
    • В зависимости от типа, вопросы имеют различные цели и ориентированы на развитие определенных мыслительных умений.
  • Слайд 8

    Типы вопросов в обучении

    • Все типы вопросов можно разбить на две основные категории – открытые и закрытые вопросы.
    • Закрытые вопросы (простые вопросы):
      • ориентированы на проверку фактического знания;
      • содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов.
    • Примеры: Когда было восстание Декабристов? Кто стоял во главе декабрьского восстания 1825 года?
      • направляют мысль обучаемого;
      • обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы.
    • Открытые вопросы:
      • строятся на основе фактического знания;
      • требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом;
      • имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск;
      • требуют более глубокого обдумывания темы;
      • побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос;
      • обычно начинаются с ключевых слов, таких как почему, каким образом, как, зачем, что.
  • Слайд 9

    Сравнительная таблица вопросов

  • Слайд 10

    Основополагающие, проблемные и частные вопросы

    • Написание вопросов для структурирования учебного материала требует времени и практики. Иногда их сложно сформулировать, нередко они требуют многих корректировок.
    • Некоторым учителям проще наметить Основополагающий Вопрос, а затем работать с Проблемными вопросами учебной темы и Частными вопросами.
    • Другим учителям легче вначале просмотреть определенное содержание, которое они преподают, а затем посмотреть, как это содержание вписывается в более широкое понятие и Основополагающий вопрос.
    • Есть и третий путь – на основании стандартов и базовых учебных планов определиться с изучаемым понятием, представить его в виде Вопроса Учебной Темы, а затем определяться с конкретным содержанием (Проблемные, Частные вопросы) и Основополагающим вопросом.
  • Слайд 11

    Разработка собственных вопросов для структурирования учебного материалав проектной деятельности

    1. Реализация проектной технологии с целью развития мышления учащихся поддерживается триадой вопросов: Основополагающий Вопрос, Вопрос(ы) Учебной темы, Вопросы для исследований учащихся.
    2. Основополагающий Вопрос и Вопросы Учебной темы – это вопросы открытые.
    3. Вопрос(ы) Учебной темы напрямую соотносится с Темой проекта, в которой скрыта проблема для исследования.
    4. Тема проекта в свою очередь должна быть согласована с Темой (разделом) программы учебной дисциплины.
    5. «Нижний» уровень вопросов триады представляют уже не Частные вопросы по содержанию, а Вопросы для исследований учащихся.
    6. Вопросы для исследований учащихся могут быть как закрытыми, так и открытыми, в зависимости от типа проекта.
    7. Вопросы для исследований учащихся согласуются с темами исследований. Зачастую темы исследований формулируются в форме вопроса.
  • Слайд 12

    Особенности разработки триады вопросов

  • Слайд 13

    Выводы

    • Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.
    • Закрытые вопросы, направленные на проверку знания фактов и приемов решения проблем, безусловно, важны. Однако, если учащиеся не могут связать эти знания с более широкими понятиями, ценность таких вопросов снижается. Поэтому необходимо также использовать открытые вопросы для структурирования учебного материала.
  • Слайд 14

    Условия успешной реализации проектной деятельности

    • Главной становится деятельность учения, ученик становится активным участником образовательного процесса.
    • Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и является центром учебного плана.
    • Проекты управляются Основополагающими Вопросами. Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.
    • Проекты имеют связь с реальным миром.
    • Учащиеся представляют свои знания через конечный продукт исследования.
    • ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.
    • Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.
    • Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.
  • Слайд 15

    Изменение роли учителя в проектной деятельности

    • направляет со стороны, больше не является мудрецом на возвышении;
    • больше тренирует и моделирует, меньше рассказывает;
    • больше ищет вместе с учениками, меньше консультирует;
    • больше междисциплинарного мышления, меньше специализации;
    • больше оценки выступлений, меньше оценки письменных работ, знания фактов.
  • Слайд 16

    Изменение роли учащегося в проектной деятельности

    • больше выбора и принятия решений при выполнении учебных заданий;
    • больше возможностей;
    • больше ответственности при выполнении заданий и распределении времени;
    • больше зависимости от других учащихся в групповой работе.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке