Содержание
-
Формирование рефлексии в учебном процессе: коммуникативный аспект
Автор: Левагина О.Б. 2018 г.
-
«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
-
Рефлексивная культура характеризуется следующими признаками:
-готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; -умением обретать новые смыслы и ценности; -умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений; -умение ставить и решать неординарные практические задачи.
-
Для того чтобы развивать рефлексивную культуру следует:
-развивать у учащихся умение «приостановить» собственную деятельность и «встать» над собственной деятельностью; -развивать умение выделять главные моменты своей и чужой деятельности как целого; -развивать умение объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.
-
Коммуникативный аспект рефлексии
понимается как процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека. Рефлексия здесь выступает и как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению.
-
Коммуникативные умения
это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.
-
Рассматривая коммуникативные умения как метапредметные, мы можем выделить определенную группу умений, наиболее актуальных в контексте реализации задач, поставленных ФГОС:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Управление поведением партнера - контроль, коррекция и оценка его действий Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
-
Рефлексия, как коммуникативное умение
- рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (Кондратьева С.В., Кривошеев В.А., Ломов Б.Ф.); - рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (Лефевр В.А., Щедровицкий Г.П.);
-
Рефлексия, как коммуникативный метапредметный результат включает в себя следующие умения:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. [10] В соответствии со стандартом основного начального образования рефлексия как метапредметный результат, отражается в: формировании умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложении свое мнение и аргументации своей точки зрения и оценки событий определении общей цели и путей ее достижения; умении договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлении взаимного контроль в совместной деятельности, умении адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничестве.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.