Содержание
-
Мониторинг психологического здоровья дошкольников Сечкина О.К. Набережных Е.В. pptcloud.ru
-
Цель исследования: провести исследование компонентов психологического здоровья дошкольников и младших школьников в рамках преемственности дошкольных и школьных учрежденийдля выявления информативных показателей, адекватно отражающих динамику психологического компонента образовательной среды. Объектом исследования является психологическое здоровье выпускников дошкольных образовательных учреждений и младших школьников. Предмет исследования – компоненты психологического здоровья детей при переходе из детского сада в школу. Гипотеза исследования: Если интеллектуальный, личностный и социальный компоненты психологического здоровья детей 6,5 – 8 лет, посещающих ДОУ Самарской области, соответствуют возрастным нормативам, то данные компоненты обеспечат интеграцию детей в образовательный процесс с сохранением психологического здоровья.
-
За основу рабочего определения «психологического здоровья» возьмем дефиницию, предложенную И.В.Дубровиной: «Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства» (7). В нашем понимании в содержание понятия психологическое здоровье входит как полноценное психическое развитие ребенка, так и богатство внутреннего мира, согласованные друг с другом и вызывающие чувство благополучия.
-
На каждом возрастном этапе психического развития выделяются наиболее значимые, существенные психологические характеристики, “новообразования”, которые могут выступать в качестве критериев оценки характера хода развития каждого ребенка и служить одним из показателей его психологического здоровья. В переходный период из дошкольного в младший школьный возраст основным процессом является процесс подготовки к школе. И ведущие компоненты психологического здоровья должны совпадать с компонентами личности, обеспечивающими психологическую готовность к школе. К числу таких компонентов готовности к школе относят следующие: интеллектуальный, личностный и социальный компоненты. Мы будем рассматривать их как компоненты психологического здоровья ребенка в переходный период.
-
Интеллектуальный компонент психологического здоровья ребенка 6,5 – 8 лет предполагает развитие образного мышления, речи, внимания, а также основ словесно-логического мышления. В личностной составляющей психологического здоровья в процессе важную роль играет учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Социальный компонент (социально-психологическая составляющая) определяется развитием элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками, степенью адаптированности ребенка к изменяющейся социальной ситуации.
-
В связи с выделением трех компонентов в структуре психологического здоровья (интеллектуальный, личностный, социальный) были подобраны соответствующие методики. Интеллектуальный компонент исследовался методиками, выявляющими уровень невербального интеллекта, зрительно-моторной функции, уровня речевого развития дошкольников, овладения моделирующими перцептивными действиями, особенности внимания и работоспособности: Прогрессивные матрицы Дж. Равена; «Зрительно–моторный гештальт-тест» Л. Бендер; 5 субтест «Расскажи» Стребелевой Е.А.; Методика Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой «Пересказ прослушанного текста»; Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л.А., Холмовская В.); Тест Тулуз-Пьерона.
-
Для исследования личностного компонента психологического здоровья дошкольников использовались методики, направленные на выявление особенностей самооценки дошкольников, а также диагностику школьной мотивации. Методика самооценки «Дерево» Лампен Д. Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова); Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежновой, модификация А.М. Прихожан). При исследовании социального компонента психологического здоровья дошкольников и младших школьников использовались методики, направленные на исследование взаимодействия межличностных отношений дошкольников и изучение адаптации первоклассников. «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; Карта наблюдений Стотта.
-
В исследовании приняли участие 9 территориальных управлений и городских округов Самарской области. Обследовано 2939 детей на возрастном диапазоне от 6 до 7 лет, посещающих 169 дошкольных образовательных учреждений.
-
Результаты исследования по методике Прогрессивные матрицы Дж.Равена
-
Результаты исследования по зрительно-моторному гештальт тесту Бендер
-
Результаты выполнения старшими дошкольниками субтеста 5 «Расскажи» методики Е.А.Стребелевой
-
Результаты исследования по методике Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой«Пересказ прослушанного текста»
-
Диагностика степени овладениямоделирующими перцептивными действиями (Венгер Л.А., Холмовская В.В.)
-
Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьерона по показателю скорость
-
Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьеронапо показателю точность
-
Результаты исследованияпо методике самооценки «Дерево» Лампен Д.
-
Определение эмоционального уровня самооценки
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.