Содержание
-
Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.
-
Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. В 1839 году Ф. Фребель в Ладенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики. Фридрих работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Учился в Йенском университете. Но Фребель чувствовал, что это не его дело жизни. Он увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей. Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Ф. Фребель объяснял это так: «Настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
-
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц. Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре). Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».
-
Дары Фребеля и игры с ними. Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д. Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для взрослого! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.
-
Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, и т. д.
-
Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); Ребенок имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций.
-
Четвертый дар — кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются. Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. № 5 (Большой Куб) предлагает идею свободного комбинирования форм согласно принципу симметрии.
-
Шестой дар — кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д. «Дары» усложняют деление этого самого куба — на множество различных геометрических фигур. Это развивает строительные навыки, фантазию, усидчивость; так же можно изучать размеры, количество, формы. Все это развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Чем больше ребенок занимается с различными мелкими предметами, тем раньше и лучше он начинает разговаривать.
-
Исходя из их предназначения можно выявить несколько определенных концепций общего развития детей на раннем этапе. Концепция творчества - Главная цель состоит в том, чтобы дети естественным путем приобщились к процессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций. Концепция эквивалентности Самая важная составляющая реагирования по отношению к предмету — это понимание его характеристик без влияния внешних видимых изменений. Материалы Фребеля могут развивать эту концепцию посредством реального действия. Концепция логических способностей Логические способности и умение делать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Материалы Фребеля помогут детям развить эту способность на практике. Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии. Концепция форм. После того как дети познакомятся с формами куба и ромба, им будет проще понять такие формы, которые могут быть преобразованы одна в другую (например, из двух квадратов можно сложить прямоугольник), а также какова их общая площадь.
-
Развитие социальных и коммуникативных способностей Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества. Школа воспитания по Фридриху Фребелю известна уже более 250 лет, ее используют во всем мире. Главная методика Фребеля — это игра. В свое время он был одним из первых, кто понял, что именно во время игры ребенок наиболее полно реализуется и развивается. Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Ф. Фребель
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.