Содержание
-
Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ
Выполнил: воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Василёк» Крутицкая Валентина Вячеславовна
-
Актуальность выбранной темы
В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у старших дошкольников в условиях ДОУ, недооцениваются возможности традиционной народной культуры в процессе формирования мужественности и женственности у детей.
-
Основными внешними источниками формирования полоролевой идентичности ребёнка являются:
семья дошкольные учреждения школа сверстники СМИ народная культура
-
Эти внешние источники формирования полоролевой идентичности ребёнка предлагают различные, плохо стыкующиеся между собой гендерные ценности и установки, что значительно осложняет психосексуальное и социальное развитие ребенка, затрудняет выбор конструктивных паттернов маскулинности - фемининности. В сложившейся ситуации представляется особенно важным сохранить преемственность между способами формирования гендерных стандартов, используемых в народной культуре, и современными навыками овладения детьми мужскими и женскими ролями.
-
Русская народная культура как средство становления полоролевого образа я
Под русской народной культурой понимается способ организации жизнедеятельности, обусловленный особенностями патриархального мировоззрения
-
В русской народной культуре функционировала система недирективного формирования гендерной идентичности ребенка через традиционные механизмы обучения и воспитания:
ритуалы мифы обычаи фольклор трудовая деятельность
-
С момента рождения ребенка народная культура последовательно очерчивала его:г
половой рост развивала способность относить себя к определенному полу помогала позитивно воспринимать себя как представителя того или иного пола, со свойственным ему репертуаром половых ролей.
-
Таким образом, средства традиционной культуры при их умелом использовании (адаптации к социальным реалиям, сочетании с современными методиками полоролевого воспитания) позволяют оптимально способствовать становлению полоролевого образа Я, адекватному национальной ментальности.
-
Программа «Добры молодцы, красны девицы» Экскурсия в краеведческий музей Диалогово - игровые методы Игры - состязания Русские народные игры
-
Экскурсия в краеведческий музей.
Цель: Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчины и женщины в семье и обществе, символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек; воспитывать интерес к истории родного края, к своей малой родине, чувство гордости за своих предков.
-
Диалогово – игровые методы
«Беседа с героем сказки» «Главные слова» «Инсценировка по сюжету фольклорных произведений» «Сказка наоборот»
-
Игры - состязания
Задание Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям.
-
Русские народные игры
«В хороводе были мы…» «Горелки» «Наседка и коршун»
-
Для создания большей выразительности образов мужчин и женщин в сказках, репродукциях и иллюстрациях по их сюжетам может использоваться музыкальное сопровождение в виде классической музыки:
«Сказка о царе Салтане» «Снегурочка» «Золотой петушок» «Кащей Бессмертный»
-
Выводы
1) Народная культура содержит уникальные формы упорядочения отношений между полами, эталонные образы семьи, женщины, мужчины и реальные пути приближения к ним. Она помогает осознавать себя как человека определенного пола, чувствовать свою сопричастность к передающимся из поколения в поколение эталонным моделям полоролевого поведения. 2) Средства традиционной культуры (фольклор, игры, танцы, произведения декоративно-прикладного творчества и др.) при их умелом применении в педагогическом процессе позволяют оптимально способствовать становлению адекватного национальному менталитету образу Я мальчика – девочки. 3) Условиями наиболее эффективного формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры являются: целенаправленно организованные виды деятельности и общения, отражающие гендерные ценности русской народной культуры; специально созданная развивающая среда, насыщенная традиционными моделями воспитания мужественности и женственности; гендерная компетентность педагогов и родителей, способных оптимизировать полоролевое воспитание детей, опираясь на народный опыт такой деятельности.
-
Список используемой литературы
Афанасьев А.Н. Сборник русских народных сказок. 1982, 576 с. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник. Издательство: Дрофа, 2009, 816 с Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. Структурирование жизни через обряд. М.; Издательство Московского психолого – социального института, Воронеж, 2004, 160 с. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. Структурирование жизни через обряд. М.; Издательство Московского психолого – социального института, Воронеж, 2004, 160 с. Кон И.С. Введение в сексологию. М. Медицина. 1989, с 336.
-
Русская народная игра «Горелки» в старшей группе
-
Разучивание русской хороводной песни «Во поле берёза..»
-
Миниреконструкция трудовой деятельности у мальчиков
-
Миниреконструкция трудовой деятельности у девочек
-
Разучивание русской народной песни «Зайка беленький сидит..»
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.