Содержание
-
ТЕМА: Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.(выступление на городском августовском педагогическом форуме)
Бикчентаева Чулпан Ханифовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад №69»
-
… одним из всех чудес, созданным человеком,наиболее сложным и великим является книга.Книгу называют единственной машиной времени,с помощью которой можно совершатьпутешествие в прошлое, настоящее и будущее. Максим Горький.Книга – это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли. Николай Морозов.
-
Условия возникновения опыта. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, - поэтому моя роль как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, чтобы побудить интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
-
Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой в рамках ФГОС ДО. По ФГОС ДО основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:- социально-коммуникативное развитие- познавательное развитие- речевое развитие- художественно-эстетическое- физическое развитиеРечевое развитие.Одним из направлений работы по развитию речи детей дошкольного возраста является воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомству детей с художественной литературой.
-
Цель:Определить значение художественной литературы для развития речи дошкольников.
-
С помощью художественной литературыу детей дошкольного возраста развивается:
Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним; 3. слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает; 5.способность повторять отдельные слова и выражения из сказок; 7. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании; 2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержания; 4. Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений сказок; 6. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; 8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.
-
Основные принципы организации работы по воспитания у детей интереса к художественному слову
- Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция - В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне содержания - Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивный, коммуникативный, познавательно-исследовательской, входе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
-
Методы ознакомления с художественной литературой:словесный, наглядный и практический.
Словесный метод: Наглядный метод: - чтение произведений; - показ иллюстраций, картинок, игрушек; - вопросы по содержанию произведений; - элементы инсценировки, схемы; - пересказ произведений; - просмотр видеофильмов; - заучивание наизусть; - оформление выставок. - беседа по произведению; - прослушивание аудиозаписи. Практический метод: - элементы инсценировки; - игры драматизации; - дидактические игры; - театрализованные игры; - использование разных видов театров; - игровая деятельность.
-
Из опыта работы…В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.
-
Создала копилку выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки)
-
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложение к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе «От рождения до школы», но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно – тематическое планирование.
-
Проведение различных праздников с использованием театральных постановок
-
-
Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:
- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них - пересказ сказки по ролям - чтение народных сказок - беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?» и т.д. - игры – драматизации- упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений. - дидактические игры, направленные на развитие логического мышления - игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» и др.
-
Формы работы с родителями:
Консультации на следующие темы: «О роли родителей в развитии речи ребенка» «Как устроить домашний театр для детей» «Роль художественной литературы в развитии речи детей» «Поговори со мною мама»
-
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок; организовываются тематические родительские собрания.
-
На стендах размещаю информацию для родителей, фотоматериалы театрализованной деятельности детей, различные консультации «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».
-
Таким образом, использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.
-
Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
-
Литература:
1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования –М.: Мозаика – Синтез, 2011 2. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка// Дошкольное воспитание- 2007. -№6, с.35-40 3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника-СПб: Детство-пресс, 2012-88с. 4. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей», Под ред. Ф.А.Сохина- М. Просвещение, 2005 5. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с художественной литературой», М.,2007 6. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе. Для занятий с детьми 2-7 лет»- 2005.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.