Содержание
-
«Как делаются слова?»
Урок русского языка в 5 классе Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г.Светлого
-
Как делаются слова?
Все на свете состоит из чего-то: лес- из деревьев, облака- из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы -из более мелких частиц. «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре: ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС и ОКОНЧАНИЕ. Строительная работа морфем(Г.Граник. Секреты орфографии.,с.116-118)
-
В «Обратном словаре русского языка» слова располагаются по алфавиту конечных букв. Приведем некоторые слова, помещенные на букву О. Про какие из них, по-вашему, нужно говорить «имеет окончание», а про какие- «оканчивается на О»? Какао самбо тоскливо рабство Небо кружево слово чувство Спасибо зарево одинаково юношество
-
Родственники
Найдите слова с корнем ГУС-. Относится ли к ним слово ГУСЕНИЦА? Докажите, указав значение однокоренных слов. - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - Я ваша тетя- Гусеница.
-
Являются ли однокоренными слова ГИМН,ГИМНАСТ,ГИМНАСТЕРКА в современном русском языке? Для доказательства используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Найдите «третье лишнее» 1.Гореть,угорать,гора. 2.Горе, нагорный, горевать. 3.Пот, потолок, потливый. 4.Море, морщины, морской. 5.Боль, большой, больница. 6.Вода,водить, водник.
-
1.Одинаков ли морфемный состав слов ЗАВОД – «предприятие» и ЗАВОД (у часов)? 2.Выделите суффиксы в словах ЛЖИВЫЙ, ДОЖДЛИВЫЙ, ДОВЕРЧИВЫЙ. 3.Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями? Утром мы любуемся восходом. Вечером мы любуемся закатом.
-
Окончание. Основа слова
Прочитайте. Выделите окончания. В каких словах вы ничего не обозначили? Почему? Назовите виды орфограмм на месте пропуска букв. Хрустит под н…гами сухой сн..жок. Еще (не) св…тает, еще (не) пригрело. Еще не восход, Но от тыс..чи ног На ул..цах словно бы пот..плело. А.Яшин
-
Окончание
Запишите прилагательные и существительные в данных словосочетаниях с окончаниями по нормам русского литературного языка. Окончания обозначьте. Какую ошибку вы устранили? Прозрачной тюлью, яичной шампунью, яблочной повидлой, румяный яблок, серого мыша.
-
Отгадайте загадки. Запишите склоняемые и спрягаемые слова в два столбика: в первый- с нулевым окончанием, во второй- с материально выраженным. Окончание выделите. 1.Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 2.Старик у ворот тепло уволок. 3.Кто мост мостит без ножа, без топора? 4.На дворе, в холоде, горой, а в избе- водой.
-
Основа слова
1.Обозначьте окончание и основу каждого изменяемого слова. Докажите правильность выделения окончания. Тяжесть снега, еловую лапу, нависла над тропинкой, прыгает по ветке, с красной грудкой, кора березы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.