Содержание
-
«Коррекция нарушений слоговой структуры словау дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Токарева Ольга Антоновна, учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12 г. Белгорода г. Белгород 2018
-
Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий: Психолого-педагогические условия
-
Этапы коррекционной работы над слоговой структурой слова: Работа проводится на невербальном и вербальном материале I. Подготовительный (пропедевтический) II. Основной (собственно коррекционный) Работа проводится на вербальном материале Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата
-
Содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы I Подготовительный этап
-
Работа на невербальном материалеРазвитие базовых предпосылок становления слоговой структуры слова
Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий
-
Упражнения и дидактические игры
«Повтори за мной» «Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного), «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева», «Стучи – как я считаю», «Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок), «Строим дом» ( Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов), «Сколько раз ударили в барабан», «Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
-
Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук
Задачи -развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое; -воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук; -развитие реципрокной координации рук (ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно); -развитие динамического праксиса рук (способность производить целенаправленные действия, движения); -формирование графических умений на переключение. Методические приемы -развитие переключаемости движений пальцев рук; -развитие ритмических движений пальцев рук; -формирование пространственной организации движений пальцев рук; -выполнение движений одновременно обеими руками; -выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет; -упражнения на переключение.
-
Упражнения и дидактические игры
«Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным. Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе. Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой' руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно). Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно. «Кулак – ребро», «Кулак – ребро – ладонь» «Кулак левой руки–ребро правой руки». «Продолжи строчку»: (О-О-О…; - + - + -…)
-
Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений
Задачи -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавность и переключаемость движений; -совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. Упражнения и дидактические игры -губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам, -совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук; -поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.
-
Работа на вербальном материале
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие «Поднимись по лесенке» «Прошагай слово» «Найти длинное слово среди коротких» Различение слогового ряда Отличать ряд из двух слогов от одного слога «Волк и козлята» Формирование пространственно-временных представлений «Найди начало, середину, конец» «Что стоит перед, за, после?» «Кто первый, последний?»(сказка Репка)
-
IIОсновной этап.1. Научить правильно произносить слова продуктивных классов
а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками; «па, та, ка…» б) произнесение слов из двух одинаковых слогов; «Кто как поет?» в) произнесение слоговых рядов; «мама, вава, тата, папа…» г) овладение слоговым рядом из трех слогов; «татата, кококо…» д) введение предложений; «Мама, коко!» е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой.
-
2. Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
-
а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные); та – то та - ту – то б) произнесение рядов с разными согласными; па – ка та – ва в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках; вата, хата “Лото” “Чудесный мешочек” г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными; па – та – ка д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков; панама, канава е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. малина, кубики
-
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги; «Назови картинку» (Кот, мак, пух) б) послоговое произнесение двух слогов слова; «тык – ва, пап – ка, вет – ка» в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале; г) наращивание стечений «ма – фма»
-
а) слуховые упражнения, показ картинок: - придумать слова со слогом (ко, ма...), - придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех), - придумать слова добавив слоги к слову (точка..); 4.Устранение перестановок слогов б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове; в) определение места слога в слове; г) овладение слогоделением: - сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха), - замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено),
-
Подбор картинок к слоговым схемам
-
Литература
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слого вой структуры слов у детей [Текст] / З.Е. Агранович. − Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c. 2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. Серия «Логопедические технологии» [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с. 3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2004. − 206 с. 4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1995. - 163 с. 5. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания [Текст] / Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова. - М.: Изд-во ТЦ «СФЕРА», 2007. - 96с. 6. Сафонкина, Н.Ю. Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей [Текст] / Н.Ю. Сафонкина // Логопед в детском саду. − 2007, № 7(22). – С. 24-26.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.