Содержание
-
Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЮГОРКА» Подготовила учитель-логопед МАДОУ ДСКВ «Югорка»: Лаптева И.А. г. Покачи
-
«Читайте детям не нотации, а книги.» (Г. Остер) Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Значение пересказа в формировании монологической речи: качественное и количественное обогащение словаря ; употребление обобщений в активной речи; формирование грамматического строя; усвоение структуры связных высказываний; развитие способности к речевому самоконтролю; активизация познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, представления; закрепление правильного произношения; усвоение структуры связных высказываний; развитие способности к речевому самоконтролю.
-
Задачи по обучению детей пересказу Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ВПФ Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности Формирование умения планирования развернутых высказываний Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм
-
Требования к произведениям для пересказа Произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты).
-
Рассказы К. Д. Ушинского
-
рассказы Л. Н. Толстого
-
рассказы М. М. Пришвина
-
Рассказы В.В. Бианки
-
рассказы Е.И. Чарушина
-
Виды пересказа подробный или близкий к тексту (главным образом, используется в детском саду); краткий или сжатый; выборочный.
-
Схема обучения пересказу I. Выбор текста для пересказа. II. Подготовительная работа. III. Непосредственное обучение пересказу. Выбор текста для пересказа: сравнительно небольшой объём произведения ( с тенденцией постепенного увеличения); доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития; четкость композиции; простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией); доступность языка; высокая нравственность содержания.
-
Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Содержание подготовительной работы: знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа (выполняется логопедом и воспитателями); рассматривание репродукций картин, иллюстраций по изученной теме ( с воспитателями, логопедом, родителями); наблюдения в природе и окружающей жизни ( с воспитателями и родителями); рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа (выполняются воспитателями, привлекаются родители); лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа (выполняет логопед и воспитатели по заданию логопеда); материальное обеспечение (оборудование) к занятию (готовит логопед); заучивание наизусть чистоговорок, потешек, пословиц, стихотворений, способствующих пониманию содержания рассказа ( с логопедом, воспитателями и родителями).
-
осмысленность (полное понимание текста); полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения. последовательность и связность пересказа; использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами; плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз; выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа. Требования к пересказам детей таковы:
-
Структура пересказа Вводная часть Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Приемы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка. Первичное чтение произведения Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установкина запоминание. Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста. Повторное чтение с установкой напоследующий пересказ. Пересказы детей Заключительная часть занятия. Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра.
-
Источники 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.М. Сохина – М., 1984. 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – м., 2001. 6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2004.
-
Спасибо за внимание 7. Короткова О.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982. 8. Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 76.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.