Содержание
-
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя.
Автор Бочарова Ольга Вячеславна АОУ детский сад № 6 «Звездочка» Город Долгопрудный 2012 год
-
Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого дошкольника: речевыми недостатками; неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью(внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики); характерологическими особенностями.
-
Коррекционные задачи воспитателя логопедической группы.
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. Формирование связной речи. Закрепление формирующихся навыков звуко - слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
-
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз. Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение, по индивидуальным тетрадям детей.
-
Содержание занятий по программе: проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; упражнения в звуко - слоговом анализе и синтезе; повторение лексико-грамматических упражнений; упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
-
Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планомлогопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме образовательных и воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной жизни и деятельности.
-
Координация работы воспитателя и логопеда. При нарушении звукопроизношения.
Логопед. Цель. Исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. Воспитатель. Цель. Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.
-
Подготовительный этап
Логопед. В зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или отсутствовали. Воспитатель. По заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата («Сказки о веселом язычке»).
-
Этап появления звука.
Логопед. Ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука; при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель. Закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
-
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи).
Логопед. Автоматизирует поставленные звуки; вырабатывает дифференциацию звуков на слух и в произношении; последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь). Воспитатель. По заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет: поставленный логопедом звук, дифференциацию его со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом.
-
Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме.
1.Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков (воспитатель, логопед). Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связанная с изучаемой темой (воспитатель).
-
2.Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов; выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними; функций предметов (воспитатель). Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и на этой основе составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). Целенаправленная работа над предложением. (логопед, воспитатель под руководством логопеда).
-
3.Продолжение работы над предложением. Отработка различных моделей словоизменения.(логопед, воспитатель). Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по изучаемой теме (воспитатель). 4.Пересказ тексов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др.(логопед, воспитатель). Драматизация сказок (рассказов): «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др. (воспитатель, логопед).
-
Разграничение функций логопеда и воспитателяв процессе работы по лексической теме.
Логопед. На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, для которых необходимо закрепление материала, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время. Воспитатель. Проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем. Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.