Содержание
-
Методическая разработка раздела «Царство грибы» для обучающихся 7 класса
-
Актуальность
Грибы – чудо природы. Грибы – традиционная русская еда. Мухомор красен, да для здоровья опасен. Грибы – галлюциногены. Грибок стопы, грибок ногтя. Гриб – пеницилл. Опасен или полезен? Лишайники – индикаторы воздуха.
-
Цели и задачи раздела
Образовательные Раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (прокариоты, растения, животные). Сформировать умения узнавать в природе съедобные и ядовитые грибы. Сформировать понятия : микология, грибница, микориза, симбиоз. Раскрыть : общие особенности организации лишайников.; жизненные формы лишайников; систематическое положение лишайников, как особой группы организмов.
-
Развивающие Продолжить развитие познавательного интереса к урокам биологии; Продолжить развитие умения анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить; Продолжить развитие основных биологических понятий ,на основе внедрения в учебный процесс ,элементов творческой деятельности, через вовлечение школьников в самостоятельную работу частично- поискового и исследовательского характера. Воспитательные Продолжить формирование научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира. Осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов. Воспитывать бережное отношение к природе. Подвести учащихся к пониманию необходимости заботы о своем здоровье. Воспитывать навыки коммуникативности в работе, умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
-
Психолого-педагогическое обоснование возрастных особенностей учащихся на момент изучения РОП
Изучение темы приходится на подростковый возраст, который имеет ряд своих особенностей. В связи с этим всех учащихся можно поделить на группы: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОБУЧАЕМОСТИ Сообщение опережающее задание проекты СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ОБУЧАЕМОСТИ работа с текстом заполнение таблиц составление схем НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОБУЧАЕМОСТИ Пересказ текста индивидуальная работа в рабочей тетради индивидуальная работа по карточкам
-
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны :
-
Выбор педагогической технологии при изучения РОП
Педагогическая технология критического мышления Индивидуальна Свои идеи Свои оценки Свои убеждения Уважение к мнению товарищей Педагогическая технология метод проектов Воспитание навыков коммуникативности в работе Умение слушать и слышать других Умение работать самостоятельно с энциклопедиями, дополнительной литературой
-
Система формирования знаний и умений учащихся
Творчество. Применение. Воспроизведение. Узнавание. Понимание.
-
Система деятельности учителя по формированию знаний и умений
Специальная педагогическая задача – формирование общеучебных умений и навыков включает в себя 2 этапа: Постановка цели Организация деятельности. Организация деятельности направлена: Наформирование знаний учебного материала На формирование понимания изучаемого материала На развитие мировоззрения На формирование умений и навыков На развитие внимания
-
На формирование знания учебного материала: Определите, истинно или ложно данное утверждение(схема) Найдите в тексте ключевые слова Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них Найдите в тексте возможные ошибки Найдите дополнительный материал в энциклопедии и других источниках информации
-
На формирование понимания изучаемого материала Составьте вопросы по данному материалу, теме Ответьте на вопросы, отражающие причинно-следственные связи: «Зачем?» , «Почему?» Прочитайте словами данную символическую информацию (Схему, таблицу, рисунок) Перекодируйте известную словесную информацию в виде схемы, таблицы
-
На формирование умений и навыков. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания Выделите для себя из текста полезные новые знания Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему?» «Как?»
-
На развитие внимания Задайте вопросы по данному тексту Найдите ошибку в тексте, схеме, таблице Найдите верные утверждения Расположите таксономические единицы в определенном порядке
-
На развитие мировоззрения. Приведите примеры объектов, процессов действительности, описываемых данным явлением. Составьте содержательную прикладную задачу на развитие естественнонаучной грамотности.
-
Поурочное планирование к РОП
-
Структура урока по теме: « Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека».
Тип урока: Изучение нового материала Цели урока: Образовательная: Раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, распространение, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе и жизни человека), отличающие их от организации других царств живой природы(растения, животные). Развивающая: Продолжить развитие познавательного интереса к урокам биологии; развитие умения анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить. Воспитательная: Продолжить формировать навыки коммуникативности в работе. умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей Оборудование : Плодовые тела шляпочных грибов; модели грибов, фотографии грибов, кинофрагменты о плесневых грибах, грибах-паразитах. Интернет-ссылка: http://www.griby.net/
-
Ход урока:
-
-
Формулировка проблемы: Мы с вам переходим к изучению одного из самых своеобразных Царств Живой природы – Царства грибов. Французский ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил что грибы созданы дьяволом, только для того чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников . Чем же грибы заслужили такое описание?
-
Характеристика грибов.
-
Лабораторная работа № 3: « Строение плодового тела шляпочного гриба»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения шляпочных грибов. Оборудование: Грибы трубчатые, пластинчатые (белые грибы, подосиновики, сыроежки, лисички, подберезовики, шампиньоны, грузди, опята). Ход работы: 1.На основе изучения раздаточного материала, а так же самостоятельных наблюдений в природе, назвать пластинчатые и трубчатые грибы. 2. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение плодового тела шляпочных грибов. 3. Рассмотреть и зарисовать нижнюю часть шляпки трубчатого гриба. 4. Рассмотреть и зарисовать нижнюю часть шляпки пластинчатого гриба. 5. Сделать выводы и записать об особенностях строения шляпочных грибов
-
Закрепление нового материала: I. Выполнить тест: Грибы выделяют в отдельное царство, потому что: а) они не подвижны, но способны к фотосинтезу. б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами. в) они не размножаются спорами, и не имеют органов. г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества. 2. Наземная часть белого гриба называется: а) грибницей. б) пеньком. в) шляпкой. г) плодовым телом. 3. Какой из названных грибов относиться к пластинчатым грибам: а) подосиновик. б) масленок. в) рыжик. г) подберезовик. 4. Грибы размножаются: а) только спорами. б) только грибницей. в) только половым путем. г) всеми способами.
-
5. С растениями грибы сближает: а) строение клеточной стенки и размножение спорами. б) автотрофный способ питания. в) гетеротрофный способ питания. г) наличие проводящих сосудов. II. Рассмотреть рисунок, написать название изображенных грибов, указать их систематическую принадлежность: Домашнее задание: стр. 22-24 читать пересказывать. Творческое домашнее задание: «Зачем человек пытается одомашнить хищные грибы?», «Почему опасно длительное использование антибиотиков?» Сообщение: «Использование грибов-галлюциногенов».
-
Приложение.
Использование педагогической технологии – Метод проектов на обобщающем уроке: Основополагающий вопрос урока: Что такое грибы? Сможет ли человек прожить без них? Вопросы учебной темы: 1. Что такое грибы? 2. Какие бывают грибы? 3. Как человек использует грибы? 4. Как правильно собирать грибы? 5. Какие грибы растут в ноябрьских лесах? Темы исследований школьников: “Группы грибов”. “Необычные грибы”. “Сбор и разведение грибов”. “Как человек использует грибы”. “Грибы ноябрьских лесов”.
-
Ход проведения : 1 неделя: Сбор информации. Создание альбома “Грибы”. 2 неделя: Создание стенда “Грибы ноябрьских лесов” Изготовление из разных материалов “грибной поляны”. 3 неделя: Изготовление буклета “Царство грибов”. Подготовка презентации “Царство грибов”. 4 неделя: Оформление работ учащихся. Приготовление блюд из грибов. Защита проектов.
-
Аналитический отчет
-
Список литературы.
1.УМК а) Программы для общеобразовательных учреждений. Многообразие живых организмов. 7 класс. М.: Дрофа, 2007.- 123,[6] c. Авторы: В.Б Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. б) Биология. Многообразие живых организмов. 7класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.-2 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 255, [1] c. в) Биология. Многообразие живых организмов. 7кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 6 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 80 с. г) Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И Сонина / авт.-сост. М.В. Высоцкая. –Волгоград: Учитель, 2008. – 447 с.
-
2. Дополнительная литература а)Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Богоявленская А.Е. – М.: Просвещение: АО “Учебная литература”, 1996 б) Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Советская энциклопедия, 1986,— 831 с. в) Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.: Учебник для 6 класса общеобразоватных учреждений. 3-е издание, испр. и перераб. - М.: Мнемозина, 2004. – 160 с. г) Биологическое краеведение. Нижегородская обл.: 6 класс: поурочные планы/ Мин-во образования Ниж. Обл.; ГОУ ДПО «Нижегор. Ин-т развития образования»; [авт.-сост Е.В. Алексеева, Н.Е. Малютина, Т.Г. Орехова, Т.С. Шишова].- Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008. – 206с. д) Основы биологии: Курс для самообразования/ С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А. Козлова.—М.: Просвещение,. 1992.— 416 с. е) Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».) з) Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—школе). ж) Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с. – (Библиотека учителя).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.