Содержание
-
Память
-
Память - процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания
-
Богиня памяти Мнемозина, мать девяти муз – покровительниц науки, поэзии и искусства Память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
-
Представление –хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже обретенное.
-
4 основных мнемических процесса
-
Запоминание
Запоминание – процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения Произвольное запоминание подчинено задаче запомнить что-либо Непроизвольное запоминание не имеет специальной задачи запомнить, происходит «само собой».
-
Сохранение
Сохранение - не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.
-
Воспроизведение
Воспроизведение – актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение в виде: узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).
-
Забывание
Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях – даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.
-
Классификация видов памяти
По времени сохранения материала выделяются: Сенсорная (осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения – 0,3–1,0 секунды) кратковременная оперативная долговременная генетическая
-
иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм»
-
-
Кратковременная память
Сохранение материала ограничено небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9); Объем кратковременной памяти Мюллер «Волшебное число 7±2»
-
ФСБКМСМЧСЕГЭ
-
ФСБ КМС МЧС ЕГЭ
-
Механизм КП
-
Долговременная память
Обеспечивает продолжительное сохранение материала, не ограничена по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Гениальный физик и математик Джон фон Нейман рассчитал: в течение жизни мозг накапливает около 280 000 000 000 000 000 000 бит информации.
-
Механизмы:
Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения. Голографическая модель мозга
-
Оперативная память
Оперативная память - промежуточное положение между долговременной и кратковременной Сохранение материала в течение заранее определенного срока, например, на время, необходимое для решения задачи.
-
Генетическая память
Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет не только анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты)
-
Импринтинг — вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Импринтинг заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды.
-
Классификация видов памяти
По характеру психической активности выделяют двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах образная память Зрительная слуховая осязательная обонятельная вкусовая
-
эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания словесно-логическая память специфически человеческая, играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет.
-
Повторение – мать учения И прибежище ослов
-
Классификация видов памяти
По характеру целей деятельности память Непроизвольная - отсутствует специальная цель запомнить Произвольная - стоит цель запомнить материал.
-
По использованным для запоминания средствам непосредственная натуральная память (прямое механическое запечатление событий и явлений, наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека как в фило-, так и онтогенезе) внешне опосредованная память (первый шаг к овладению и управлению своей натуральной памятью, это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания)
-
Узелковое письмо - кипу
-
Вампум
-
внутренне опосредствованная память (Высшая форма памяти – логическая память. Происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. ) В формировании внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению
-
Теории памяти
Ассоцианистская теория. ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, которые одновременно или последовательно возникают в сознании
-
Деятельностная теория. Выготский, Леонтьев, Лурия Специфика высших форм памяти - в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения
-
Пиктогра́мма(от лат. pictus — рисовать и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
-
Набор слов для методики Пиктограмма: Веселый праздник Тяжелая работа Развитие Вкусный ужин Смелый поступок Болезнь Счастье Разлука Ядовитый вопрос
-
Пиктограмма
-
Плохая не память, а целеполагание. Плохая не память, а мышление и понимание.
-
Нарушения памяти
Гипомнезия— ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезия— аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.
-
Улучшение памяти
Мнемотехника
-
Пособие по мнемотехнике
-
Составление схемы текста - более эффективное средство, чем конспектирование и составление плана
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.