Содержание
-
Программа педагогического управления процессом развития одарённости учащихся.
Автор: учитель математики МОУ СОШ №12 Максимова Ж.Н.
-
Введение:
«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает прежде всего особо благоприятные внутренние предпосылки развития. На вооружение необходимо взять концепцию, разработанную в лаборатории «Творческой одаренности» НИИ ПУО БГПУ под руководством к.п.н., профессора Н.И. Ильичевой: «Все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его».На развитие одаренности влияет много факторов, основные из них: биогенетический, социально-экономический, педагогический и их диалектическое единство. Причем, доминирующим фактором считается педагогический при прочих равных условиях. Исходя из данных положений, можно руководствоваться определением понятия одаренности, данным психологом К.К. Платоновым: «Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».
-
Цели и задачи:
Создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».^ Задачи развития:♦ развитие личности одаренных учащихся;♦ развитие учебной деятельности;♦ развитие творческой самостоятельности;♦ развитие коммуникативных умений;♦ развитие рефлексивных умений.
-
^ Педагогические задачи:■ Осуществление индивидуализации обучения;■ Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.■ Формирование системности в знаниях по разным предметам;■ Повышение качества обучения;■ Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных учеников.
-
Принципы организации педагогического процесса
Принцип гуманизации; Принцип индивидуализации; Принцип дифференциации; Принцип гуманитаризации.
-
Направления реализации программы:
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей;2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; 3. Организация работы с одаренными детьми в рамках учебного процесса; 4. Организация работы с ОУ во внеурочной деятельности; 5. Материально-техническое и информационное обеспечение;6. Взаимодействие с организациями.
-
Формирование основных целей:
Создать условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения. Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
-
Задачи:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей; обеспечение участия одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней; развитие и поддержка классов углубленного и профильного обучения, призванных работать с одаренными детьми; подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми; осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми.
-
Ожидаемые результаты:
- обеспечение возможности для 35 учащихся ОУ принять участие во всех (школьном, муниципальном и региональном) этапах Всероссийских предметных олимпиад; - обеспечить участие до 150 школьников в различных муниципальных, краевых и российских конкурсах исследовательских работ («Интеллектуальный марафон», «Чистая вода», «Русский медвежонок», «Кенгуру для старшеклассников», «Кенгуру для всех» и другие);- обеспечить ежегодно участие 30 детей в дистанционных предметных олимпиадах различного уровня;- проведение конкурса «Ученик года»- разработать положение о стипендии для одаренных детей в рамках конкурса «Ученик года».- обеспечение издания методических материалов для педагогов по работе с одаренными детьми.
-
^ 1.Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей
Содержание деятельности 1 Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренности в ОУ1 . Создание банка данных об одаренных детях в УО. 2.Создание психологической службы для работы с одаренными детьми.3.Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных учащихся.4.Подбор диагностического материала для изучения способностей учащихся.2Осуществлять информационное обеспечение процесса развития одаренных детей1.Составление картотеки газетно-журнальных статей по вопросам одаренности детей. 2.Подбор и накопление литературы. 3.Оганизация информационных выставок.
-
Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей
3 Осуществлять методическое обеспечение процесса развития одаренности1.Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей. Создание программ индивидуального развития одаренных учащихся.2. Подбор учебных программ для углубленного изучения предметов, факультативов.3.Разработка практических рекомендаций по организации системно деятельного подхода в работе с одаренными детьми в УО. Создание комплексно-целевых программ в УО. 4.Формирование банка ППО по работе с одаренными детьми. Использование передового опыта в работе с одаренными детьми в практике работы учителей.
-
Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей
1.Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов и руководителей УО по работе с одаренными детьми1. Организация работы постоянно действующего семинара для учителей, работающих с одаренными детьми: «Понятие одаренности в педагогике и психологии» «Специфика работы учителя с одаренными детьми. Варианты моделей обучения одаренных детей. Формы и методы работы» «Особенности содержания учебных программ для одаренных детей» «Контроль за организацией познавательной деятельности одаренных учащихся» «Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей»
-
Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей
2.Способствовать углублению и расширению знаний педагогов в области преподаваемых предметов1 . Организация курсовой подготовки учителей, работающих с одаренными детьми. 2. Проведение практических семинаров 3. Проведение меж- предметных ШМО по проблемам развития одаренных детей 3.Пропагандировать и распространять передовой педагогический опыт по работе с одаренными детьми1 . Изучение на заседаниях ШМО опыта работы учителей по планированию, разработке программ, использованию методов и форм работы с одаренными учащимися. 2. Организация работы педагогических мастерских, лабораторий по проектированию, моделированию работы с одаренными учащимися. 3. Научно-практическая конференция учителей «Проблемы детской одаренности: опыт и перспективы», собрать сборник документов и статей.
-
Создание условий для развития и самореализации одаренных детей
1.Способствовать получению дополнительного образования одаренными учащимися1.Организация обучения учащихся: в заочной школе «Кенгуренок - КУ», «Сибирский медвежонок». 2.Организация работы факультативов и кружков. 3.Организация занятий с учащимися по индивидуальной образовательной траектории. 4. Организация индивидуально-групповых занятий для одаренных учащихся в школе. 5.Организация участия в централизованном вузовском тестировании с целью получения объективной оценки качества обучения выпускников школ. 6.Проведение каникулярной профильной школы «Школа развития».
-
2.Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся1 . Максимальная реализация интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в проведении олимпиад по общеобразовательным предметам. Участие краевых олимпиадах. 2. Проведение научно-практической конференции учащихся по экологии и краеведению.3. Организация участия учащихся в муниципальных и краевых тематических конференциях (история, литература, краеведение, экология). 4. Организация и проведение «Школьного интеллектуального марафона» 5. Проведение выставок детского творчества юных дарований 6. Приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной исследовательской деятельности через школьное научное общество. 7.Участие в школьной конференции для одаренных школьников «Шаг в науку».
-
3.Обеспечить условия для ранней профессиональной ориентации одаренных детей1 . Изучение ориентации одаренных учащихся на будущую профессию. 2. Сбор информации о распределении учащихся выпускных классов. 3. Организация индивидуальной работы с одаренными учащимися и их родителями по распределению в учебные заведения.
-
Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей
1.Способствовать организации системно деятельного подхода в работе с одаренными детьми1 . Изучение, анализ, экспертиза школьных программ по работе с одаренными учащимися. 2. Организация тематической проверки в УО «Система работы с одаренными учащимися в школе».Осуществлять контроль за качеством учебно-методического обеспечения работы с одаренными детьми1. Экспертиза программ углубленного изучения предметов.2. Экспертиза программ факультативов и кружков, индивидуально-групповых занятий для работы с одаренными учащимися.
-
3.Изучение состояния работы с одаренными учащимися в школах района1. С целью повышения качества образовательного процесса, совершенствования форм и методов в работе с одаренными учащимися организовать проведение тематических проверок: - «Развитие общеучебных умений и навыков учащихся»; - «Управление познавательной деятельностью одаренных детей».
-
Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми
1.Обеспечить преемственность в работе с одаренными детьми между ДОУ и начальной школой 1. С целью раннего выявления одаренных детей провести совместное обследование выпускников ДОУ на предмет определения готовности детей к обучению в школе. 2. Проведение совместных МО воспитателей ДОУ и учителей начальных классов по вопросам развития одаренных детей. 3. Организация в ДОУ ранней диагностики доминирующих способностей детей.
-
Вывод:
Для развития природных задатков, «дара» необходимо педагогам, родителям использовать ранние сенситивные периоды. При разработке программы «Одаренные дети» я исходила из вышеизложенных положений и обозначила круг проблем по управлению развитием одаренных школьников в рамках обучения, развития и воспитания в общеобразовательном учреждении и семейного воспитания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.