Презентация на тему "Методическая разработка организации и проведения логико-математических игр"

Презентация: Методическая разработка организации и проведения логико-математических игр
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Методическая разработка организации и проведения логико-математических игр" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 31 слайд. Самый большой каталог качественных презентаций по математике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    математика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методическая разработка организации и проведения логико-математических игр
    Слайд 1

    МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР ВЫПОЛНИЛА МАРКОВА Т.В.

  • Слайд 2

    Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

  • Слайд 3

    В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними, что способствует развитию основ логического мышления у детей дошкольного возраста.

  • Слайд 4

    Принципы организации игр  Отсутствие принуждения  Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим)  Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей  Взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности  Постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

  • Слайд 5

    ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ ПО ЦЕЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ: 1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки) «Танграм», «Колумбово яйцо» «Чудо-крестики», «Чудо-соты» «Геоконт», «Математический планшет»

  • Слайд 6

    2. Игры на объемное моделирование «Уголки», «Уникуб», «Сложи узор»

  • Слайд 7

    3. Игры на трансформацию, трансфигурацию «Квадрат Воскобовича», «Змейка» «Игровой квадрат», «Клубок», «Куб»

  • Слайд 8

    4. Игры на составление целого из частей «Чудо-цветик», «Соты Кайе» «Прозрачный квадрат», «Шнур затейник» 5. Игры на освоение счета «Счетные палочки Кюизенера»

  • Слайд 9

    6. Игры на выявление свойств «Логические блоки Дьенеша» 7. Игры на ознакомление с цифрами «Прозрачная цифра».

  • Слайд 10

    Играя в эти игры, детей осваивают:  умение пользоваться эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ.  владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация и др.  получают логико-математический опыт.  развивают мышление, сообразительность, смекалку. В каждой из игр играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации.

  • Слайд 11

    Методика организации и проведения логико-математических игр 1.Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры. 2.Создание игровой или проблемной ситуации (завязка) 3.Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры. 4.Подведение итогов (содержательный или эмоциональный)

  • Слайд 12

    Идеи простейшей предлогической подготовки дошкольников разрабатывались в Могилевском педагогическом институте под руководством А. А. Столяра. Методика введения детей в мир логико-математических представлений — свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) — осуществлялась с помощью специальной серии обучающих игр.

  • Слайд 13

    РАЗРАБОТКОЙ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР ЗАНИМАЛИСЬ: З.А.Михайлова Е.А.Носова

  • Слайд 14

    Особенности организации среды для развития логико-математических представлений у детей разного возраста Первый год жизни Уже в первые месяцы жизни у младенца развивается способность выделения предмета из фона, что обеспечивает необходимое условие для познания предмета, развивается сенсомоторная координация движений. Во второй половине года появляются первые результативные действия с предметами, расширяются возможности ориентировки в окружающем. К концу года появляются преднамеренные действия, дети начинают экспериментировать с доступными им предметами.

  • Слайд 15

    Второй год жизни Дети активно осваивают различные предметные действия, манипулируют с предметами. В процессе перекладывания, группировки предметов у дошкольников накапливается опыт действий с различными множествами: игрушками, предметами. Дети действенным путем познают различные свойства предметов и явлений: песок — сыпучий, сухие листья под ногами шуршат, у елки колючие ветки и т. п. В этом возрасте детей привлекают пособия, контрастные по величине, цвету, форме; пособия должны быть привлекательными для детей, позволять активно с ними действовать. Так как сенсорный опыт только накапливается, осваиваются простейшие действия обследования, необходимы различного вида вкладыши, рамки, сборно-разборные материалы. Они изготавливаются, как правило, из дерева, безопасной пластмассы и бывают достаточно крупного размера.

  • Слайд 16

    Третий год жизни Целесообразно отвести в группе специальное место для игротеки, обозначив его ярким плакатом математической направленности (с использованием цифр-образов, форм, предметов разного размера). Там должны быть собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Играя, ребенок уточняет представления о свойствах предметов — форме, величине, материале. Используемые дидактические игры построены преимущественно по принципу вкладышей. Материалы должны быть достаточно крупными, прочными; «ярко» представлять различия по размеру, цвету, форме. Элементы игр должны быть прочными, подразумевать возможности обследования; представлять основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (формы, цвета, размера).

  • Слайд 17

    ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ В группах детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть представлены также мозаика (пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 5—15 частей, наборы кубиков из 4—12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют проводить игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу. Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета, поэтому данный период называют стадией «предметных эталонов».

  • Слайд 18

    ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их «полярность», но и сравнивают по степени проявления. Необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12—24 частей); сериацию по разным свойствам; игры на освоение счета. Следует выставить знаковые обозначения разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры и др.). В данном возрасте организуются разнообразные игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино»), группировку по заданным свойствам (игры с одним и двумя обручами). При применении цветных счетных палочек Кюизенера внимание обращается на различение по цвету и размеру и на установление зависимости цвет — длина — число. Для активизации интереса детей к данным материалам следует иметь разнообразные иллюстративные пособия.

  • Слайд 19

    ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. В группе специальное место и оборудование выделяется для игротеки. В ней находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование .

  • Слайд 20

    К концу старшего дошкольного возраста дети уже имеют некоторый опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщенных представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей начинают складываться обобщенные представления о числе. Старшие дошкольники проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.

  • Слайд 21

    Логические блоки Дьенеша. Игровой материал: В комплект блоков входят 48 фигур, различающихся четырьмя свойствами:  Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;  Цветом – красные, желтые, синие;  Размером – большие и маленькие;  Толщиной – толстые и тонкие. Цель игры: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. В ходе игр с блоками у детей развивается основное умение, необходимое при решении любых логических задач – умение выявлять в предметах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, удерживать в памяти одно, два или три свойства одновременно, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

  • Слайд 22

    В играх с блоками могут участвовать дети от 3 до 7 лет.

  • Слайд 23

    Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой. Система упражнений с блоками содержится в методической литературе: - Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»; - Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»; - З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»; - Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников» Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша - З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».

  • Слайд 24

    Счетные палочки Кюизенера "Счетные палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

  • Слайд 25

    Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами. Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.

  • Слайд 26

    Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе: - В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет. - Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет. - Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников» - Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …» - И.Н. Чеплашкина «Математика это интересно».

  • Слайд 27

    Имеется наглядный материал: Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки». Для работы с детьми 3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В.П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …». Для работы с детьми 5-9 лет Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …» Для работы с детьми 4-7 лет демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой “ Страна блоков и палочек” и др.

  • Слайд 28

    Развивающие игры В.В. Воскобовича. Игры В.В. Воскобовича представляют собой педагогическую технологию, направленную на интенсивное развитие интеллектуальных способностей детей 3-7 лет. Содержание игр позволяет осуществлять познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе логико-математической игровой деятельности. Существует более 35 наименований игр.

  • Слайд 29

    Их так же можно разделить по цели применения: игры на плоскостное и объемное моделирование, трансформацию и преобразование объектов, освоение счета, сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) понятия часть-целое, пространственных отношений и т.д. Игры так же способствуют развитию глазомера, мелкой моторики, речи, внимания, памяти, воображения, творческого мышления, умения планировать свою деятельность.

  • Слайд 30

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ: ■ наблюдательность, познавательные интересы; ■ исследовательский подход к явлениям и объектам окружения (умения устанавливать связи, выявлять зависимости, делать выводы); ■ умение сравнивать, классифицировать, обобщать; ■ прогнозирование изменений в деятельности и результатах; ■ ясное и точное выражение мысли; ■ осуществление действия в виде «умственного эксперимента» (В. В. Давыдов и др.).

  • Слайд 31

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Х. Давыдов В.В. Последние выступления.— М.: ПЦ «Эксперимент», 1998. Главы «Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной», «Учебная деятельность и развивающее обучение». 2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.— М.: Флинта, 1998. 3. Смолякова О.К., Смолякова Н.В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3—6 лет к школе.— М.: Издат-школа, 2002. (Вступление.) 4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей, воспитателей, учителей. — СПб.: Михаил Сизов, 1999. 5. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке