Содержание
-
Обществознание
10 класс
-
Тема: Введение. Познание окружающего мира
1. Как мы познаем окружающий мир. 2. Научное познание и его особенности. 3. Истина и ложь. 4. Философское мышление.
-
1. Как мы познаем окружающий мир.
Какие науки мы называем общественными? Почему в последние годы в нашей стране возрос интерес к таким наукам? Что дало вам изучение основ этих наук в 8-9 классе? Приведите примеры. Что такое «знание»? Какую роль играют знания в человеческой жизни?
-
Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает.(Абу Шукур) Как бы ты ни был , юноша, умен, Чего бы ты не знал, Старик тебя мудрее: больше он На свете повидал.(Асади Туси)
-
Те знания, что ты постиг, И золота дороже: Исчезнуть может злато вмиг, А знание не может(Саади) Возникла мысль в уме твоем, Будь осторожен с ней: Мысль, что к тебе придет потом, Не будет ли умней? (Амир Хосров)
-
– это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание , как правило, только процесс поиска истины, а его результат – знание.
Познание
-
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
В широком смысле как любого рода информация; В узком смысле как подтвержденная научными средствами информация Знание
-
Познание
Рациональное познание Чувственное познание суждения умозаключения Формирование понятий ощущения представления восприятия
-
Иоганн Гете ( 1749 – 1832 гг.)
Иоганн Гете работал на границе классицизма и романтизма. В его величайшем произведении- «Фауст», продав Мефистофелю душу, за вечную жизнь, так и не обрел счастья и покоя. Их могут дать только честный труд, справедливое отношение к своим ближним и обществу. Гете и Шиллер. Гравюра н.19 в.
-
Рациональная Чувственная Ступени познания Единая основа познавательного процесса
-
Сенсуализм– ( от лат. sensus – восприятие, чувство) – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»
-
-
Рационализм– (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – философское направление, признающее разум основной и главной формой познания, противостоит сенсуализму. Научное(т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и его критерия истинности.
-
2. Научное познание и его особенности.
-
Формы мыслительной деятельности
предвидение фантазия воображение мечта интуиция гипотеза
-
– это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник её проявления невозможно точно идентифицировать или объяснить. Интуиция Основа для гипотез (истинных или ложных) Обыденное знание
-
Обыденное сознание отличается непостоянностью,изменчивостью под воздействием обстоятельств.
Обыденное сознание плохо хорошо Всегда ли одинакова оценка одних и тех же событий?
-
Научное познание объективно и не зависит от сознания человека
2 Х 2=4 2 Х 2=4 2 Х 2=4 Научное познание основано на проверенных доказательствах
-
– процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Исследование
-
Уровни научного исследования
Эмпирический– нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса Теоретический – формулирование общих закономерностей, создание целостной теории, а затем формирование развернутой картины мира
-
Компоненты теоретического уровня:
Постановка цели и задачи; Предварительный анализ литературы; Формулировка исходных гипотез; Организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т. д) Анализ и обобщение полученных данных; Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов Итог – получение новых научных знаний – объективной истины
-
Работа в группах
Группа 1 Исследовать роль шпаргалок в учебном процессе. Сделать выводы. Группа 2 Исследовать проблему того, как люди выбирают профессию. Группа 3 Изучить тему «Взрослые и дети». Почему возникают конфликты поколений? Группа 4 Исследовать роль отметок в учебной деятельности школьников. Группа №5 Формулирует свою проблему и исследует её.
-
-
-
-
3. Истина и ложь.
Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта Ложь – это неправда , искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение.
-
ИСТИНА Процесс движения от незнания к знанию Верное воспроизведение действительности в сознании человека Результат исследовательской деятельности Соответствие знания об объекте с самим объектом
-
1. Как менялось представление людей о курении?2.Что истинно, а что ложно в этих представлениях?3. Что явилось критерием истины при изучении влияния табака на здоровье человека и окружающую природу?
Может ли истина носить неизменный характер? Почему? Как можно проверить истинность того или иного положения?
-
4. Философское мышление.
Высшая форма теоретического познания – философское постижение мира. Дедукция – цепь умозаключений, в результате которых из общих знаний человек получает знание конкретное. Индукция – умозаключение от фактов к общему утверждению Анализ, синтез, движение от простого к сложному, от явлений к сущности П Р И Е М Ы
-
Познание – главная роль в жизни человека чувственное и рациональное Метод – научное исследование Итог – истина В основе –философское мышление
-
Д/задание: &1 вопросы по практикуму в библиотеке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.