Содержание
-
Шабанова Светлана Викторовна Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 136» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода Стаж работы: 37 лет Кредо: «Учить всех, учить каждого и всегда в ногу со временем»
-
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка. Тема педагогического опыта
-
Условия формирования личного вклада в развитие образования
Анализ психологической (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педаго- гической и методической (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, СН.Лысенкова) литературыпо развитию психических процессов младших школьников Научно-исследовательские условия Методические условия Организационно-педагогические условия Самообразование Обобщение опыта работы на ШМО Публикации на интернет-портале Введение ФГОС НОО Опыт работ коллег по этой теме Курсы повышения квалификации в НИРО Разработка и проведение открытых уроков
-
Противоречия
Значимость познавательной деятельности Низкий уровень сформирован- ности познавательных УУД Низкий уровень речевого развития учащихся Потребность в новых формах и методах формирования познавательных УУД Возрастающие требования современности к всестороннему развитию речи детей Недостаточная разработанность методов и приёмов формирования УУД Создание оптимальных условий для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Актуальность
-
Теоретическое обоснование личного вклада
Выготский Л.С. характеризовал познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес при этом «предстает перед нами как осознанное стремление, влечение для себя», как движущая сила познания. В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации Талызина говорила Н.Ф. : «Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук». Немов Р.С. писал: «Предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт». Зак А.М. говорил: «Успешность обучения ребенка в начальной школе прямо зависит от того, насколько развиты его познавательные способности.» По обновленным ФГОС -познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности обучающихся.
-
Цель педагогической деятельности
Разработать и предоставить систему работы со словарными словами на уроках русского языка с целью повышения уровня сформированностипознавательных УУД Обеспечить положительную динамику формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
-
Задачи педагогической деятельности
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы Изучить разнообразие методов и форм, приемов организации словарной работы на уроках русского языка с целью отбора наиболее эффективных для формирования познавательных УУД Организовать и провести мониторинг уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников Провести итоговый мониторинг словарных слов
-
Ведущая педагогическая идея
"Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности ". (Н.С.Рождественский)
-
Познавательные УУД -
Это совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности обучающихся: Базовые логические действия Базовые исследовательские действия Работа с информацией
-
Познавательные УУД (работа с информацией)
-
Методы работы
словесный наглядный практический Формы работы коллективная групповая фронтальная индивидуальная
-
Приёмы, способствующие запоминанию словарных слов
Этимология слова Слова-подсказки Приём “Чепушина” Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов Распределение слов на группы по схожести орфограмм Использование схем гласных (согласных)
-
Правило пять «З»Этапы работы над словарными словами
1 этап- Знакомство 2 этап- Затея 3 этап- Знания 4 этап- Забава 5 этап- Знаток
-
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования Урок, система уроков Деятельность с родителями Подобрана методическая и справочная литература, диагностики,памяткидля учащихся
-
Новизна Структурированы известные приёмы работы со словами Расширена работа со словарями Обогащён учебный материал, предусмотренный существующей программой Создан комплекс упражнений и заданий
-
Мониторинг сформированностипознавательных УУД (использование результатов диагностики УУД УМК «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ» Авторы: Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В.)
-
Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий (использование результатов диагностики УУД УМК «Учимся учиться и действовать» Авторы: Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В., результатов на предметном материале)
-
Итоговые словарные диктанты за последние три года.
-
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Опыт был представлен Выступления на школьных методических объединениях по темам: «Развитие познавательных УУД на уроках русского языка» и «Работа со словарными словами на уроках русского языка» Открытые уроки в МБОУ « Гимназия №136» Публикации методических материалов в Интернет – ресурсах
-
Литература
1. АбъятановаЛ.А., Иванова Т.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Волгоград: Учитель, 2011 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 3. Бакулин Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка //Начальная школа№3 2000г 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985. 5. Замирова, Л. А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе / Л. А. Замирова. – Минск: Сэр-Вит, 2014. – 160 с 6. Золотых Н. А. Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка / Н. А. Золотых // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 9-16. 7 . Никитина Е. И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе. Пособие для учителей / Е. И. Никитина. – М.: Просвещение, 2013. – 120 с 8. Окулова Г. Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе / Г. Е. Окулова. – М.: Просвещение, 2012. – 450 с. 9 . Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. – Рига: Эксперимент, 2010. 10. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приёмах его активизации. Начальная школа. №7-2009. 11. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" от 24.09.2022 N 371-ФЗ 12. Интернет-ресурсы.
-
«С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая, осязательная связь, звено между душою и телом, духом и плотью» В.И. Даль
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.