Содержание
-
Как должны взаимодействовать школа и семья Лоретц Анна В а с и л ь е в н а ,учитель
начальных классов,МОУ «СОШ №17»,г. Краснотурьинск, Свердловская область
-
« Самое сложноев работе с детьми –это работа с их родителями».
Цель:
- сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
- компенсировать проблемы семейного воспитания.
-
Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении
личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
-
Модели отношений родителей и детей:
- Семьи, уважающие детей
- Отзывчивые семьи
- Материально-ориентированные семьи
- Враждебные семьи
- Антисоциальные семьи
-
Причины, ухудшающие семейное воспитание:
- однодетность семьи во многих поколениях
- обособление части молодых семей от своих родителей
- утрата традиции народной педагогики
- осложнение семейного воспитания
- дефицит времени у родителей
-
Основные направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся
- изучение семейной атмосферы , окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
- психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания
- формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
- работа с проблемными семьями и детьми
-
Методы психолого-педагогической диагностики, их обязательный анализ:
- Наблюдение
- Беседа
- Тестирование
- Анкетирование
- Деловые игры
- Тренинги
- Материалы детского творчества
-
При изучении семей учащихся обращаем внимание на информацию:
- Общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих
- Жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность
- Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе
- Уровень педагогической культуры родителей
- Авторитетность семьи в глазах ребенка
- Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка
- Семейные традиции, обычаи
- Характер взаимоотношений в семье
- Положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное)
- Воспитательные возможности семьи
-
Психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания
- Проведение педагогического лектория
- Организация информационного стенда для родителей
- Привлечение специалистов различных направлений
- Психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить опережающий характер
-
Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному сообществу и вовлечение в
учебно-воспитательный процесс, как родителей, так и детей
Знакомство родителей с традициями школы, ее историей и достижениями, с планом воспитательной работы, с системой контроля, критериями оценки деятельности ученика на уроке
Привлекать родителей к участию в школьной жизни их детей (дни творчества родителей и детей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, укрепление материально-технической базы класса и школы)
-
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
- Участие родителей класса в работе совета школы
- Участие родителей в работе родительского комитета класса и школы
-
Работа с семьями «группы риска»
Родительский комитет участвует в разрешении конфликтных ситуаций между учителем и учеником, между родителями и педагогом, между учащимися
- Участие в обследовании семей
- Работа «совета родителей»
- Работа совета профилактики
-
Формы и методы работы с родителями всех уровней
- Предварительное знакомство родителей со школой
- Первое собрание-знакомство
- Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Поддерживание контактов.
- Письменные формы общения
- Телефонные звонки в особых случаях
-
Формы и методы работы с родителями всех уровней (продолжение)
- Создание библиотеки для родителей
- Информация для родителей и их обучение
- Создание множества ролей для родителей
- Поощрение участия родителей в работе класса
-
Формы работы классного руководителя с родителями:
- Массовые (родительское собрание, совместное посещение зрелищных мероприятий, экскурсии, совместные праздники, турпоходы и т.д.)
- Групповые (родительский комитет, совет класса, консультация, беседа и т.д.)
- Индивидуальные (посещение семьи, консультация)
-
Консультация родителей
- тематические
- индивидуальные
-
Требования к проведению консультации
Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя
Проблема, которая будет обсуждаться, КР хороша известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов
В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме
-
Требования к проведению консультации (продолжение)
- Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме
- Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз
- Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах
- В ходе консультации сравнивать ребенка с самим собой, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем
-
- Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя
- Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону
- Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей
-
Условия посещения семьи:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит на длительное время;
- не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде;
- нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
- не поучать родителей, а советовать;
- желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание.
-
Критерии эффективности взаимодействия семьи и школы
Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей
Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций
Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу
Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека
-
Критерии эффективности взаимодействия семьи и школы (продолжение)
Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах
Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства
Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.