Содержание
-
МИНОБРНАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (ПГСГА) Факультет специального образования Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Дипломная работа Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом Выполнил: студент VI курса заочной формы обучения специальность 050714.65 Олигофренопедагогика Анастасия Анатольевна Васильева
-
Объект исследования – пространственно-временные представления у младших школьников с ДЦП и педагогический процесс, направленный на их формирование.
-
Предмет исследования – коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование пространственно-временных представлений у учащихся с ДЦП на начальном этапе обучения в школе.
-
Цель – на основе выявленных особенностей развития представлений о пространстве и времени у младших школьников с двигательными нарушениями разработать коррекционно-развивающую работу по развитию пространственно-временных представлений на начальном этапе обучения в школе.
-
Гипотеза исследования состоит в следующем:
отставание в речевом развитии, нарушения системы межанализаторного взаимодействия бедный предметно-практический опыт препятствуют полноценному освоению базисных пространственно – временных ориентировок детьми с ДЦП.
-
Цель
Изучение особенностей развития пространственно-временных представлений у младших школьников с двигательными нарушениями было организовано специальное экспериментальное исследование.
-
1 блока методики: «Ориентировка в «схеме собственного тела»
-
2 блока методики: «Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего, напротив»
-
3 блока методики: «Понимание предлогов»
-
4 блока методики: «Употребление предлогов»
0 20 40 60 80 100
-
5 блока методики: «Ориентировка на листе бумаги»
-
6 блока методики: «Ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180°»
-
7 блока методики: «Представления о частях суток»
-
8 блока методики: «Представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»
-
9 блока методики: «Представления о временах года»
-
10 блока методики: «Представления о месяцах»
-
11 блока методики: «Представления о днях недели»
-
12 блока методики: «Понимание обратимых активных и пассивных конструкций»
-
Распределение по уровням успешности выполнения заданий методики на исследование сформированности пространственно-временных представлений в ходе констатирующего эксперимента (в %).
-
Соотношение результатов выполнения заданий всех блоков методики учащимися экспериментальной и контрольной групп в ходе констатирующего эксперимента (в баллах).
блоки методик 0 10 20 30 40 70 60 50 90 80 100 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 эг норма 2 %
-
Целью формирующего эксперимента являлось – коррекционно-педагогической работа по развитию пространственно-временных представлений у младших школьников с двигательными ограничениями.
-
Формирование пространственных представлений у детей целесообразно разделить на несколько этапов:
-
1 этап. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.2 этап.Формирование представлений о «схеме собственного тела».3 этап.Развитие ориентировки в окружающем пространстве.4 этап.Развитие ориентировки в двумерном пространстве.5 этап.Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
-
Формирование у учащихся с ДЦП временных представлений следует осуществлять в несколько этапов. Используемые упражнения описаны в приложении.
-
1 этап. Формирование представлений о биоритмах собственного тела и ритмах окружающей среды, развитие чувства времени.2 этап. Формирование временных эталонов.3 этап. Формирование способности планировать свою деятельность во времени4 этап .Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.
-
5этап. Развитие понимания вербальных средств, обозначающих временную последовательность, и ее отражения с помощью устной речи.6 этап. Дальнейшее совершенствование понимания и употребления, сложных логико-грамматических конструкций, выражающих временные отношения.
-
Распределениепервоклассников с двигательными нарушениями по уровням сформированности пространственно-временных представлений в зависимости от этапа исследования
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.