Содержание
-
«Методические рекомендации для педагогов ДОО по самообразованию» Подготовила Горбанева Любовь Ивановна Старший воспитатель МБДОУ д/с «Ягодка» п. Сосенки
-
«Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…» К.И. Чуковский
-
Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
-
Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы: Обучение на курсах (один раз в три года) II. Самообразование III. Участие в методической работе детского сада, города, района
-
САМООБРАЗОВАНИЕ – это процесс осознанной самостоятельной познавательной деятельности. Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствую своё профессиональное мастерство.
-
Источники знаний литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); видео-, аудиоинформация на различных носителях; курсы, семинары и конференции; дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом; проведение исследовательской, поисковой деятельности; участие в олимпиадах, проектах; посещение театров, выставок, музеев, концертов; изучение информационно-компьютерных технологий; включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
-
Формы самообразования Индивидуальная В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
-
Основными принципами самообразования являются: Непрерывность. Целенаправленность. Интегративность. Единство общей и профессиональной культуры. Взаимосвязь и преемственность. Доступность. Опережающий характер. Перманентность перехода от низкой ступени к высшей. Вариативность.
-
Составляющие потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации. Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).
-
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно. Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
-
Технология организации самообразования педагогов 1 этап – УСТАНОВОЧНЫЙ: - предусматривает создание определённого настроя на самостоятельную работу; - выбор цели работы, исходя из научно- методической темы (проблемы) ДОУ; - формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
-
2 этап – ОБУЧАЮЩИЙ: - педагог знакомится с психолого- педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. 3 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ: - происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ; - проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
-
4 этап – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ НАКОПЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОВ: - на данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; - творческие отчёты о ходе самообразования на заседаниях МО; -посещение с обсуждением открытых мероприятий и другие коллективные формы работы.
-
5 этап – ИТОГОВО-КОНТРОЛЬНЫЙ: - на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведённой работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
-
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют её в планах методического объединения ДОУ (в годовом плане работы ДОУ). Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приёмов и методик или созданию научных работ.
-
Личный план работы Название темы. Цели. Задачи. Предполагаемый результат. Этапы работы. Сроки выполнения каждого этапа. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой. Способ демонстрации результата проделанной работе.
-
Результаты работы Подготовка статей, докладов, сценариев. Участие в научно-практических и Интернет - конференциях, педагогических фестивалях. Разработка новых организационных форм, методов работы. Подготовка авторской парциальной программы. Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы. Разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия). Пакет стандартного календарного планирования по теме или группе тем.
-
Составление терминологического словаря по предметной теме. Создание банка данных игр, загадок, стихов. Разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления). Проекта организации и занятий кружковой работы. Базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования. Конспектов занятий с применением информационных технологий. Бланков и образцов документов для педагогической деятельности (грамоты, анкеты, планы). Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы согласно программе.
-
Если самообразование, то… ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
-
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.