Содержание
-
Районный круглый стол «наши ученики – будущие чемпионы»31.01.2013 Санкт-ПетербургНОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТ
Учитель начальных классов ГБОУ школа № 489 Соколова Светлана Николаевна
-
Наиболее важной задачей учителя является работа с учащимися в соответствии с их уровнем физической подготовленности Используемые образовательные технологии Здоровьесберегающие Дифференцированный подход Деятельностный подход Компьютерные (ИКТ)
-
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Здоровьесберегающиетехнологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования: (Из Устава Всемирной организации здравоохранения) Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе Обоснование актуальности проблемы: В современном обществе остро стоит проблема низкого уровня физического развития учащихся и физического здоровья участников образовательного процесса. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным. По данным диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения в 2010 г. около 60 % учащихся страдают хроническими заболеваниями. За период школьного обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60 % учащихся плохо засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6 – 7, а в старших классах зачастую и 8 уроков на выполнение домашних заданий многие школьники тратят 2,5 – 3 часа ежедневно). На лицо нервное переутомление, которое хронически накапливаясь приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22 %. Преобладание статических нагрузок способствует сокращению объема произвольной двигательной активности детей.75% времени школьника занимает учебная деятельность. Здоровье - это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
-
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).
В современной науке и методике образ жизни определяется как биосоциальная категория, интегрирующая определенные представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Образ жизни индивида весьма разнообразен, но в основном основывается на трех категориях: уровень жизни; качество жизни; стиль жизни. Уровень жизни – это больше социально-экономическая категория, олицетворяющая собой степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Качество жизни – степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Это преимущественно социальная категория. Стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека. Это определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Он определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ). Этнокомпонент в здоровом образе жизни играет немаловажную роль в формировании определенных мыслей, чувств, действий детей. В основе формирования ЗОЖ лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим принципам относятся: учет возрастных особенностей детей, последовательность, ритмичность, ведение здорового образа жизни и т.д. К социальным принципам ЗОЖ относятся: эстетичность, нравственность, воспитание воли, самоограничение и т. д. По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие: отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.
-
При использовании индивидуально-дифференцированного подхода, делаю акцент на: работу в индивидуальном темпе; Использованию источников информации; возможности обратиться за помощью; отсутствию страха ошибок; положительную мотивацию, сознательное отношение к учебной деятельности; высказыванию и аргументированию своего мнения. Компьютерные технологии(ИКТ) представление в удобном для изучения масштабе различных процессов двигательных действий (физминутки). С презентацией «Веселая зарядка», ученики повторяют двигательные действия вместе с экранными животными ; использование компьютера для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия; готовят и выполняют презентации по темам: «Здоровье-это здорово!», «Вредные привычки», «Здоровье человека», «Спортсмены нашего города», по отдельным видам спорта.
-
Новые технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:• «Не навреди!»— все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося— все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. Непрерывность и преемственность— работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Субъект - субъектные взаимоотношения— учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. Комплексный, междисциплинарный подход— единство в действиях педагогов, психологов и врачей. Успех порождает успех— акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Активность— активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. Ответственность за свое здоровье— у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
-
Использую здоровьесберегающиетехнологии, при которых решаю следующие задачи: использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности.
-
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании. Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.