Содержание
-
Работа с текстом в начальной школе
Автор: Степная Н.Д., декабрь 2014 г.
-
«Люди перестают мыслить,когда перестают читать» (Д. Дидро).
-
«Национальная программа поддержки и развития чтения в России»(Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «…воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.»
-
Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
-
-
Чтение - качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
-
-
ФГОС НОО -метапредметные результаты освоения основной образовательной программы - обязательный компонент.
«…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»
-
Показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:
1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения. 2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию. 3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах. 4. Проявление радостных эмоций в процессе работы. 5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества. 6. Стремление к оригинальности. 7. Проявление самостоятельностив работе. 8. Умение преодолевать возникшие трудности
-
Этапы работы с текстом
-
Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
-
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
-
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
- Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинок
- На выдумки природа таровата – богата, изобретательна
-
Работа с текстом во время чтения
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
-
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями.
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» — «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Всё видел, высмотрел; от удивленья,Поверишь ли, не станет ни уменьяПересказать тебе, ни сил.Уж подлинно, что там чудес палата!Куда на выдумки природа таровата!
Вопрос: почему три часа ходил человек по музею?
-
3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
Каких зверей, каких там птиц я не видал!Какие бабочки, букашки,Козявки, мушки, таракашки!Одни, как изумруд, другие, как коралл!Какие крохотны коровки!Есть, право, менее булавочной головки!»
Вопрос: какого цвета были насекомые?
-
4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
-
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!Я чай, подумал ты, что гору встретил?» — «Да разве там он?» — «Там».— «Ну, братец, виноват:Слона-то я и не приметил».
Вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о герое произведения?
-
Работа с текстом после чтения
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).
-
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».
- Вопрос: каким был человек, посетивший кунсткамеру?
- Вопрос: какова мораль этой басни?
-
2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
- Вопрос: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?(А может, это иллюстрация ко всему тексту в целом?)
- Вопрос: точен ли художник в изображении фрагмента?
-
3. Рассказ учителя о писателе.
Биография Ивана Крылова. Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) – русский поэт, баснописец.
Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами…
-
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Слова «Слона-то я и не приметил» стали использовать как поговорку. Как вы думаете, какой смысл вкладывают в неё люди? Придумай историю, в которой можно использовать эти слова.
-
-
-
-
-
-
« А что есть чтение- как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…» М.Цветаева.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.