Содержание
-
Развитие нравственных качеств ребёнка в младшем школьном возрасте
«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо».
В.А. Сухомлинский
-
- Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях.
- Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая.
- Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.
-
Ситуация 1
- Первоклассник Вова увидел у подъезда своего дома санки. Улучив момент, когда во дворе никого не было, он взял санки и принёс домой. Возвратившись с работы, мать спросила сына: «Откуда появились санки в квартире?» «Я их во дворе нашёл», - ответил без смущения Вова.
- Какой должна быть реакция матери на ответ сына? - Как бы вы поступили?
-
Ситуация 2
- Третьеклассник Миша возвратился домой в слезах, с окровавленными губами. «Кто тебя избил?» - спросила испуганная мама. «Валерка», - всхлипывая произнёс мальчик. Мама хорошо знала Валеру, он не раз играл у них в доме с Мишей. Но обида за побитого сына охватила её. Она выбежала на улицу, увидела Валеру среди мальчиков и, подбегая к детям, закричала: «Ах ты, негодяй! Что ты позволяешь себе бандитские выходки?!» «Он первым стал задираться», - пытался оправдаться Валера, убегая от матери Миши. Ребята, видевшие драку мальчишек, наперебой заговорили: «Ваш Миша первым полез!» «А как он Игорю нос разбил, вы забыли?» «Он сам виноват!»
- Как может отразиться на развитии нравственных качеств Володи, на отношении к нему сверстников поступок его матери? - Как бы вы поступили в подобной ситуации?
-
Ситуация 3
- Таня росла в семье болезненным ребёнком. Ей всегда отдавали самое лучшее из еды. Однажды, увидев выбегающую на улицу дочь с апельсином в руке, мать приказала: «Смотри, сама ешь, никому не давай!» Таня вышла на улицу и в присутствии подружек начала очищать апельсин. Девочки молча, наблюдали за ней. Одна из них не выдержала и попросила дольку. «Не дам, - отозвалась Таня. – У нас их мало, и мама только мне позволяет их есть». «Жадина», - сказала девочка. «Жадина – говядина» - закричали другие. Но Таня спокойно доела апельсин.
- Приходилось ли вам наблюдать похожие ситуации? - Права ли была мать, наказав дочери никому не давать апельсин? - Какие отрицательные качества могут развиться у девочки в результате такого воспитания?
-
- Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребёнком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчёт нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил.
- И в этот период времени родителям стоит задуматься о том, насколько ваш ребёнок может уживаться в коллективе, каково ему среди детей, какое значение он имеет для коллектива и может ли коллектив обходиться без него.
- Важно присмотреться и прислушаться к ребёнку: что он говорит о школе, своих сверстниках, переживает ли он, если совершил какой-то неблаговидный поступок; радуется ли когда оказывается помощь другому человеку и способен ли сам кому-нибудь помочь.
-
Задачи воспитания:
- Важно в этот период времени воспитывать в ребёнке нравственную ответственность за свои поступки, дела перед близкими, окружающими, обществом.
- Воспитывать щедрость и бескорыстие, негативное отношение к жадности и корыстолюбию.
- Формировать у ребёнка чувства удовлетворения от того, что он делает хорошие дела, приносит пользу близким, окружающим, радует их добрыми поступками.
- Формировать выдержку, сдержанность и терпимость к некоторым человеческим качествам.
- Важно, научить ребёнка понимать душевное состояние другого человека, его боль, тревоги, оказывать бескорыстную помощь и поддержку, быть чутким и внимательным, отзывчивым и сердечным.
- Пробудить у ребёнка потребность заботиться о других, приносить им пользу, радоваться их успехам.
- Необходимо воспитывать у детей скромность и негативное отношение к хвастовству, зазнайству, высокомерию.
-
Анкета родителей
1. Любимая сказка ребёнка:
- «Золушка»
- «Золотой ключик»
- «Алёша Попович и Тугарин змей»
- Русские народные сказки – 5
2. Любимый фильм
- «Пэппи – длинный чулок»
- «Человек – паук» - 2
- «Папины дочки»
- «Смешарики»
- «Астерикс и Викинги»
- «Железный человек»
- «Ранетки»
3. Любимая телепередача:
- «Галилео» - 5
- «Танцы со звёздами»
- «Спроси у Всезнамуса»
- «Спокойной ночи, малыши»
4. Любимый герой:
- Незнайка
- Принцесса
- Лунтик
- Бетмен
- Человек-паук - 2
- Джеки Чан
- Пуговка
5. Любимая книга:
- Энциклопедии - 3
- «Золотой ключик»
- «Приключения барона Мюнхаузена»
- «Тысяча и одна ночь»
- «Карамелька»
- Приключения Незнайки»
6. Любимая компьютерная игра:
- «Винкс»
- «Алик идёт в школу»
- «Кузя»
- Гонки - 2
7. Хотите оградить ребёнка от:
- дурного влияния - 2 - плохих компаний – 2 - неадекватных людей - наркотиков, сигарет и спиртных напитков - произвола
8. Хотите предостеречь ребёнка от:
- необдуманных поступков - всего плохого, от опасности – 2 - спиртного
9. Хотите обезопасить ребёнка от:
- насилия - наркотиков - загрязнения экологии - всего плохого(многого) - 2
10. Как вы пытаетесь это сделать?
- с помощью бесед - 3 - примеров из жизни - 2 - разъясняем - 2 - читаем книги - общаемся - воспитываем – 2
-
Анкета детей 1
1. Я радуюсь, когда:
- купаюсь - получаю «5» - рядом со мной друг- 3 - светит солнце – 3 - нахожусь в школе - катаюсь на роликах - играю в компьютер и телефон - иду гулять
2. Я смеюсь, когда:
- играю - рядом брат - меня щекочут – 6 - смешно -2 - с друзьями - мне весело - вижу грязного мальчика
3. Я веселюсь, когда:
- на дискотеке - день рождения, праздник - 5 - вешаю шарики - рядом друг - в цирке - играю, гуляю - 2
4. Я горжусь, когда:
- получаю хорошую оценку - отпускают кататься с горки - сам читаю - меня хвалят - 2 - сделаю поделку - помогаю, спасаю кого-нибудь - 2
-
5. Я плачу, когда:
- бьют (ремнём) - 2 - сестра не даёт смотреть телевизор - меня ругают, обижают – 3 - падаю - мне кого-то жалко
6. Я переживаю, когда:
- мне страшно - 2 - кто-то умирает - мама и папа долго на работе - нет друзей - уходит (уезжает) мама - 2 - я плачу - 2
7. Я обижаюсь, когда:
- меня дразнят - друг рассказывает мой секрет – 2 - меня обижают, бьют – 4 - когда мама бьёт
8. Мне стыдно, когда
- я не помогаю – 2 - получу двойку - кривляюсь - бью папу - я проигрываю - боюсь - мне не бывает стыдно
9. Мне страшно, когда:
- темно - 6 - боюсь - война - я лечу - мама уходит - кто-то смотрит в окно
10. Я боюсь, когда:
- стреляют - падаю - 2 - страшно - темно - 2 - когда остаюсь один дома - меня пугают
11. Я злюсь, когда:
- меня бьют - 2 - нервничаю - меня дразнят, трогают - 2
12. Я хочу драться, когда:
- меня обидят, бьют – 5 - меня дразнят - на улице дерутся - никогда не хочу
-
Анкета 2
- Можешь ли ты помочь человеку в беде
Да – 8, нет - 2
- Можешь ли кого-нибудь ударить намеренно?
Да – 0, нет – 11
- Можешь ли кого-нибудь незаслуженно обидеть?
Нет – 11
- Можешь ли сказать неправду о другом человеке?
Да – 1, нет – 10
- Трудно ли быть честным?
Да – 4 нет – 7
- Есть ли у тебя прозвище?
Нет – 5, да – 6
- Как ты к нему относишься?
Не нравится – 5
- Кто тебя чаще обижает?
Дети – 5 Никто – 5
-
Законы нравственного воспитания в семье:
1) Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку. 2) Основы трудолюбия должны закладываться с детства. 3) Ребёнок нуждается в ласке, похвале. 4) Уважительного отношения членов семьи друг к другу. 5) В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.