Содержание
-
Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическомобучении
Исполнитель: Плотникова М.М., учитель начальных классов 1 к.к.
-
Актуальность
Развитию мотивации способствует: при отборе учебного материала учет познавательных интересов и потребностей обучающихся; насыщение урока материалом, требующим мыслительной активности каждого обучающегося; включение школьников в познавательную работу на всех этапах урока; побуждение обучающихся к постановке познавательных вопросов на каждом уроке. Однако, существует недостаточное разнообразие приемов формирования мотивации младших школьников на уроке в начальной школе.
-
Методологическая основа исследования: подходы к определению понятия мотива и мотивации (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Е.В. Камаровская, Д.Б. Эльконин), подходы к изучению возрастных особенностей младших школьников (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.А. Белоглазова), исследования развития мотивации в проблемно-диалогическом обучении (Е.Л. Мельникова, Е.Н. Баканов), предположения о влиянии методов и приемов на развитие мотивации младших школьников (Е.В. Камаровская).
-
Цель:
разработать систему психолого-педагогичеких приемов развития учебной мотивации младших школьников в технологии проблемно-диалогического обучения.
-
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников. Предмет исследования: развитие учебной мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении.
-
Задачи:
Проанализировать подходы различных авторов к изучению проблемы мотивации младших школьников. Обобщить опыт исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития мотивации младших школьников. Рассмотреть структуру технологии проблемно-диалогического обучения. Разработать и апробировать систему психолого-педагогических приемов, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников в проблемно – диалогическом обучении. Проанализировать полученные результаты опытно-экспериментальной работы по развитию учебной мотивации младших школьников.
-
Гипотеза исследования:
система психолого-педагогических приемов развития учебной мотивации младших школьников в технологии проблемно-диалогического обучения, предполагающая использование определенных приемов на каждом этапе урока, является эффективной, т.к. они активизируют учебную деятельность учащихся на всех этапах урока, включают их в проблемный диалог, формируют у учащихся навыки сотрудничества.
-
База исследования: МАОУ-Гимназия №47 г. Екатеринбурга Контрольная группа: 27 человек Экспериментальная группа: 28 человек Возраст: 9-10 лет, учащиеся 3 классов
-
Теоретическое обоснование проблемы развития мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении
Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Мотивация -побуждение к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека,определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. (А.К. Маркова)
-
Приемы повышения мотивации у учащихся в проблемно-диалогическом обучении (Е.Л. Мельникова)
Совместный анализ результатов (за год, за учебный период и т.п.) Создание ситуации успеха ( в т.ч. прием «Я знаю, что…») Система интересных вопросов: со столкновением противоречий; с установлением сходства и различий; по установлению причинно-следственных связей Действия выбора (работа по желанию) Поиск ошибок ( редактирование текста) «Обратная связь» (взаимные опросы , диалоги с учителем)
-
Результаты диагностики по шкале «Уровень познавательной мотивации» (методика М.И.Рожкова)
-
Результаты диагностикипо шкале «Уровень школьной мотивации» (методика Н.Г. Лускановой)
-
Опросник внутренней мотивации по шкалам «Внешняя и внутренняя мотивация»
-
Технологияпроблемно- диалогического обучения предполагает построение урока по следующим этапам:
организационно-мотивационный этап, этап актуализации знаний, этап выдвижения гипотез (сообщения темы и цели урока), этап «открытия» знаний, этап первичного закрепления знаний, инструктаж по выполнению домашнего задания.
-
Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации младших школьников с проблемно-диалогическом обученииЦель системы психолого-педагогических приемов в проблемно-диалогическом обучении:
развитие мотивации младших школьников
-
Система психолого-педагогических приемов, направленная на развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении
«Фантазер» «Аукцион» «Да-нетка» «Удивляй!» «Профи» «Ты мне-я тебе» «Кумир»
-
Результаты диагностики по шкале «Уровень познавательной мотивации» (методика М.И.Рожкова)
-
Результаты диагностикипо шкале «Уровень школьной мотивации» (методика Н.Г. Лускановой)
-
Опросник внутренней мотивации по шкалам «Внешняя и внутренняя мотивация»
-
Результат исследования
Высокая активность учебной деятельности у младших школьников на всех этапах урока; Более активное и содержательное включение учащихся в диалог на уроке Повышенный уровень развития навыков сотрудничества учащихся
-
Зачастую говорят, что мотивации хватает не надолго. Ну так, то же самое происходит и с освежающим душем, поэтому и рекомендуют принимать его ежедневно»З. Зиглар
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.