Содержание
-
Музейная педагогика
Выполнила: Князева Людмила Николаевна
-
История возникновения
Понятие «музейная педагогика» впервые было введено в научный оборот в начале ХХ века в Германии и связано с именами А.Лихтварка, А.Рейхевена, Г.Фройденталя. Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися.
-
Современное понятие музейной педагогики
Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему
-
Ключевые понятия музейной педагогики
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры.
-
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
-
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры
-
Педагогические функции музеев
-
В соответствии с содержанием музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные
-
Виды музеев по величине экспозиции
-
Мини-музей
Как отдельный вид музея выделяется мини-музей. В таком музее образовательные и воспитательные задачи решаются через демонстрацию одного или нескольких предметов.
-
Назначение мини-музеев:
сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, развить познавательные потребности; развить речь, воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка; расширить кругозор ребенка; дать возможность получить личный (в том числе сенсомоторный опыт) знакомства с экспонатами
-
Виды мини-музеев в дошкольном учреждении
-
В практике организации мини-музея в дошкольном учреждении используются два типа композиционного построения: хронологический (переход от экспонатов осуществляется в порядке появления этих экспонатов в жизни людей); тематический (переход от экспоната к экспонату осуществляется согласно теме экскурсии). Композиция музея выстраивается в зависимости от его тематики.
-
Особенности описания экспонатов мини-музея его тематики.
Рисунок (фотография) экспоната, сам экспонат Название (Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.) Где собран (Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.) Кем собран (Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.) Краткая информация об экспонате (Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)
-
Этапы организации мини-музея
-
Проект мини-музея «Театральные куклы»
Содержание и экспонаты. Куклы различаются по типу управления (например, куклы-марионетки, бибабо), по размерам (ростовые и маленькие). Есть здесь и сказочные герои, и животные. Размещение. На стенах и на столиках. Часть экспонатов висит на деревянных резных вешалках и легко снимается. Эти куклы обитают в «солнечном домике», который обозначен с помощью полосы из обоев (контуры крыши) и нарисованного солнышка. По обеим сторонам домика закреплены небольшие полки с куклами и иллюстрациями из сказок. Другая часть кукол «живет» в большом напольном деревянном домике, остальные прикреплены к театральной ширме. Наиболее крупные размещены в углу на полу. Все куклы постоянно доступны детям. Есть здесь и свой передвижной кукольный театр. Цели и задачи. Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Театральная ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли. Темы экскурсий. «Что такое театр», «Какими бывают куклы», «Куклы-марионетки», «Такие разные куклы» — и другие.
-
Мини-музей «Театральные куклы»
-
Литература
Белянкова Н.М. Возможности музейной педагогики // Начальная школа. - 2011. - №9. - С.62-64. Харитонова А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №3. - С.73-77. Рыжкова Н. Музейная педагогика в детском саду. - М., 2000. Якубенко Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ // Управление ДОУ. - 2009. - №7. - С.88-94. Гогиберидзе Г. М. Формирование музейной педагогики. - 2007. - № 8. - С. 3-5. Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре. – М., 2007.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.