Презентация на тему "Звуковая культура речи"

Презентация: Звуковая культура речи
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Звуковая культура речи" по русскому языку. Презентация состоит из 28 слайдов. Материал добавлен в 2025 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.31 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Звуковая культура речи
    Слайд 1

    Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: Организация работы по формированию звуковой культуры речи в ДОУ

  • Слайд 2

    Определение понятия «Звуковая культура речи» Задачи по воспитанию звуковой культуры речи, возрастные особенности воспитания у дошкольников звуковой культуры речи 3. Методы и приемы работы

  • Слайд 3

    Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.

  • Слайд 4

    Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (дикция, звукопроизношение и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (темп, интонация и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (жесты, мимика), а также элементы  культуры речевого общения (двигательные навыки и поза в процессе разговора, общая тональность детской речи).

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Звуковая культура речи

  • Слайд 7

    Для правильного и эффективного педагогического воздействия педагогам необходимо: Знать возрастные особенности звукопроизношения детей Определять задачи Создавать условия Уметь планировать ОД по ЗКР

  • Слайд 8

    Нарушения звуковой культуры речи, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи.

  • Слайд 9

    Нарушения звуковой культуры речи, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи.

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Задачи по формированию звуковой культуры речи

  • Слайд 12

    Первая младшая группа (от двух до трех лет)

  • Слайд 13

    Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

    В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М. М. Алексеева, М. Л. Генинг, Н. А. Герман, М. Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.

  • Слайд 14

    Показатели развития Ребенок к концу года должен : правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи. правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» и др. - изолированно , в словах и фразовой речи. уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи ( быстро — медленно ) , речевое дыхание. использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации. понимать значение терминов «звук» и «слово».

  • Слайд 15

    Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года

  • Слайд 16

    Ребенок к концу года должен уметь : правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ; различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ; делить слова на слоги ; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ; произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;

  • Слайд 17

    Работа по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы») потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами») упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию(мышка — мишка).

  • Слайд 18

    Игры и упражнения на произношение шипящих звуков: речевые задания: четкое произнесение фраз со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши?») Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

  • Слайд 19

    Работа по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста звуковой культуры речи Детей знакомят с терминами «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения: «Как слово звучит», «Найди первый звук» В этих играх и упражнениях дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове.

  • Слайд 20

    Что влияет на правильное звукопроизношение детей: Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей; Чтение и прослушивание стихотворений, сказок, коротких рассказов; Ролевые игры. Музыкальные игры. Проговаривание (пение) слоговых цепочек с сохранными звуками( ПА, ПО, ПУ, ПЫ; БА, БО, БУ, БЫ), чистоговорок, скороговорок; Развитие фонематического слуха и силы голоса: Игры: «Скажи тихо-громко», «Скажи медлено-быстро», «Угадай, что звучит», «Угадай, кто как разговаривает», «Отхлопай ритм» и мн. др.

  • Слайд 21

    Особое внимание уделяется интонационнойвыразительностиречи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, которые произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе.

  • Слайд 22

    Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: - он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание - особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи

  • Слайд 23

    Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметной развивающей среды: Диагностические материалы. Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в конце слова) Картотека загадок. Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному принципу. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы пальчиковой гимнастики. Пособия и комплексы упражнений развития физиологического и речевого дыхания. Консультативный материал для родителей и воспитателей.

  • Слайд 24

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Слайд 25

    Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют: - практические, - наглядные, - словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование. Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. - дидактические игры («Чей домик?») - подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»); - дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.); - метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.) Наглядные методы включают в себя показ иллюстрированного материала, показ положения органов артикуляции. Словесные методы включают в себя речевой образец, повторное проговаривание, заучивание, объяснение, оценка другой речи.

  • Слайд 26

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей: - образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог; - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата; - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); - образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок); - хоровые и индивидуальные повторения; - обоснование необходимости выполнить задание педагога; - индивидуальная мотивировка задания; - совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца); - оценка ответа или действия и исправления; - образная физкультурная пауза; - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

  • Слайд 27

    Специальные методические приемы. 1. Сопряженная и отраженная речь. При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. В младшей группе этот прием используется часто, а в старших группах лишь по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками. Но, уже начиная со средней группы, воспитателю следует использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Среди них - прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их. При этом развиваются внимание и память детей. ("Послушай, как я скажу: "Ворона закаркала кар-кар-кар!", а теперь ты скажи".) При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое восприятие. 2. Хоровая речь. С помощью этого приема достигаются хорошие результаты в укреплении неторопливого темпа и ритма речи, а так же других сторон звуковой культуры речи. Хоровую речь лучше использовать в работе с подгруппами, чтобы улавливать особенности речи детей. Речь хором должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность. Этот прием хорошо сочетать с индивидуальным повторением: "У-у-у" - сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.) "Послушайте, как сигналит Олин паровоз, Сашин... Танин...". 3. Показ и объяснение артикуляции звука с использованием «Сказки о веселом язычке». Воспитатель средней группы рассказывает, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи. В процессе уточнения и закрепления звуков воспитатель указывает на то, что при произнесении, например, гласных звуков "о", "у" губы надо вытягивать вперед и делать круглыми (как бублик). При знакомстве детей с более сложными звуками воспитатель рассказывает и неоднократно показывает, какое положение должны принять язык, губы и зубы для того, чтобы правильно произнести звук. 4. Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д. Например, чтобы развить речевое дыхание, в младшей группе детям предлагается подуть на ватку, султанчик, в средней - на шарики, игрушки, находящиеся в тазу с водой. При выполнении упражнения, направленного на развитие слухового внимания, детям младшей группы предлагаю определить на слух, на каком инструменте (барабане, бубне, металлофоне, дудке) играет Петрушка, а детей пяти лет просят указать направление их звучания. В старшей группе можно проводить словесные упражнения соревнования типа "Кто лучше скажет?" В соревновании участвуют две команды (по 2--3 ребенка в каждой). Одна команда произносит трудные слова и словосочетания, а другая слушает, затем - наоборот. Особый интерес у старших дошкольников вызывают упражнения, в которых намеренно какое-либо слово произносится неточно ("Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки"). Дети должны обнаружить ошибку и подобрать нужное слово. 5. Рассказ - драматизация. Здесь используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками, создается возможность многократного повторения детьми речевого материала. Такие рассказы просты по содержанию и могут быть придуманы самим воспитателем.

  • Слайд 28

    Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2006. 2. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009 3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста М., 2007. 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006. 5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., 1981.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации