Презентация на тему "Координатная плоскость" 6 класс

Презентация: Координатная плоскость
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
12 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Координатная плоскость"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 37 слайдов. Средняя оценка: 3.6 балла из 5. Также представлены другие презентации по математике для 6 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Координатная плоскость
    Слайд 1

    Мосенкова Любовь Анатольевна Учитель математики МОУ сош №2 г.Вязьмы и школы «Интеллект» Координатная плоскость Координатная плоскость

  • Слайд 2

    Великийматематик Принсгейм, сказал : «В математике живет всегда: художник, архитектор и даже поэт». Вот и мы с вами сегодня на уроке будем творить: рисовать и строить!

  • Слайд 3

    На листочках каждый ученик зарисовывает тот вид лица, который соответствует его настроению.

  • Слайд 4

    Цель:научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

    Задачи: ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости; научить свободно ориентироваться на координатной плоскости; хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения; развивать творческие способности; активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств; воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.

  • Слайд 5

    Координатная прямая или координатная ось (ось x) -

    - прямая на которой выбраны: начальная точка О (начало отсчета), масштаб (единичный отрезок, т.е отрезок, длина которого считается равной 1) положительное направление. 0 х 1

  • Слайд 6

    Сколько точек соответствует каждому числу на координатной прямой?

    ОДНА

  • Слайд 7

    Чтобы правильно занять свое место, в кинотеатре нужно знать две координаты – ряд и место

  • Слайд 8

    Места в зрительном зале задают двумя числами: первым числом обозначают номер ряда , а вторым – номер кресла в этом ряду. Например, ряд 4 место 8 задаётся так-(4;8)

  • Слайд 9

    Те, кто в детстве играл в морской бой, помнят , что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой а в с е f к l m n d 1 2 3 4 5 6 8 7 9 10 аналогично в шахматах

  • Слайд 10

    Система географических координат широта – параллели, долгота -меридианы

  • Слайд 11

    С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;

  • Слайд 12

    Немного истории Гиппарх Птолемей Рене Декарт

  • Слайд 13

    Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

  • Слайд 14

    Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

  • Слайд 15

    РенеДекарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

  • Слайд 16

    Ось абсцисс

    1 2 3 4 5 -1 -2 -3 -4 -5 Х 1 2 3 4 -1 -2 -3 -4 У О с ь о р д и н а т 0 Начало отсчета Прямоугольная система координат

  • Слайд 17

    Плоскость, на которой выбрана прямоугольная система координат, называется Определение Две перпендикулярные прямые c выбраннымна них направлением единичным отрезком образуют прямоугольную систему координат. координатной плоскостью.

  • Слайд 18

    Алгоритм построения точки А(х;у) в прямоугольной системе координат

    На оси абсцисс найти точку х. Через нее провести прямую, перпендикулярную оси абсцисс. На оси ординат найти точку у. Через нее провести прямую, перпендикулярную оси ординат. Точка пересечения проведенных прямых и есть искомая точка A с координатами(х;у) А(x;y) y x

  • Слайд 19

    Начертите в тетради систему координат, взяв единичный отрезок длиной 1 см. Отметьте точки:

    А(4;3) В (-3;4) С(1;0) D(0;3) E(-3;-2) F(5;-4)

  • Слайд 20

    1 2 3 4 5 1 2 3 4 -1 -2 -3 -4 -1 -2 -3 -4 -5 B(-3;4) A(4;3) D(0;3) F(5;-4) C(1;0) E(-3;-2) 0

  • Слайд 21

    Отгадайте загадку: Я по России протекаю, Я всем известна, но, когда Ко мне прибавить букву с краю, Свое значенье я теряю И птицей становлюсь тогда.

  • Слайд 22

    Физкультминутка для глаз.

    1. Посмотрите вправо и досчитайте до пяти;

  • Слайд 23

    2. Посмотрите влево (на счет раз, два, три, четыре, пять).

  • Слайд 24

    3. Посмотрите прямо: вверх и вниз.

  • Слайд 25

    4. Сделайте 5 круговых движений в одну сторону, потом в другую.

  • Слайд 26

    5. Теперь круговые движения в другую сторону.

  • Слайд 27

    6. Посмотрите вверх, вниз.

  • Слайд 28

    7. Посмотрите вниз и сделайте круговые движения глазами.

  • Слайд 29

    8. Посмотрите на кончик носа.

  • Слайд 30

    9. Посмотрите вдаль, поморгайте.

  • Слайд 31

    Вариант 1 (2; - 3), (2; - 2), (4; - 2), (4; - 1), (3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (- 3; 2), (- 4; 5), (0; 8), (2; 7), (6; 7), (8; 8), (10; 6), (10; 2), (7; 0), (6; 2), (6; - 2), (5; - 3), (2; - 3)(4; - 3), (4; - 5), (3; - 9), (0; - 8), (1; - 5), (1; - 4), (0; - 4), (0; - 9), (- 3; - 9), (- 3; - 3), (- 7; - 3), (- 7; - 7), (- 8; - 7), (- 8; - 8), (- 11; - 8), (- 10; - 4), (- 11; - 1), (- 14; - 3),(- 12; - 1), (- 11;2), (- 8;4), (- 4;5), (2; 4), (6; 4). Вариант2 (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4), (9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1), (- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5). Глаз: (- 6; 5)

  • Слайд 32

    Домашнее задание: Самостоятельно создать картинку животного и записать координаты. Бухта не выученных уроков.

  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Ну вот и закончилось наше познавательное путешествие. ВСЕМ СПАСИБО за урок!!!

  • Слайд 37

    На листе бумаги обведите руку и напишите на соответствующих пальцах свое отношение к геометрии:

    . на большом –интересное; 2. на указательном – полезное; 3. на среднем – затруднения; 4. на безымянном – пожелания; 5. на мизинце – общие впечатления о предмете. :

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема: « Координатная плоскость»

( проводится в группе обучающихся 6го класса школы «Интеллект», время – 1 час).

Учитель математики высшей категории

Мосенкова Любовь Анатольевна

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости; научить ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;

Развивающая: развивать творческие способности; развивать аналитические способности, логическое мышление, индивидуальные способности каждого ученика в удобном для него темпе, создавая комфортную психологическую обстановку для каждого ученика при обучении математике.

Воспитательная: активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств; воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.

Оформление кабинета:

На доске:

1. Тема урока.

2. Эпиграф к уроку: «В математике живет всегда: художник, архитектор и даже поэт” (Принсгейм).

3. Домашнее задание: построить на координатной плоскости фигуру и записать координаты точек, используемых для её построения.

На столах:

1. Карточка с координатами точек, с помощью которых будут построены фигуры.

2. Миллиметровая бумага размером 25 х 25 см2.

3. Карточки со словами: тетрадь, алгебра, чертёж, широта, долгота, площадь.

4. Комплект карточек для инсайта.

5. Чистые листочки бумаги для составления карты.

6. Правила мастерской (для присутствующих гостей).

Оборудование:

1. Фланелеграф для афиширования.

2. Фломастеры, карандаши, чертежные инструменты.

3. Мультимедийные средства, презентация “Координатная плоскость”.

В качестве учебного пособия используется учебник: И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева, Наглядная геометрия. М., Мирос, 1995г. и рабочая тетрадь по «Наглядной геометрии», 6 кл., Саратов, «Лицей».

На отдельном столе: карточки с координатами для определения места ученика при входе в класс.

Ход урока.

Этап

Время

Действия обучающихся и учителя

1 Индукция

3 мин

на

перемене

На перемене перед уроком дети заходят в класс, каждый берёт карточку с координатами точки. Первая координата показывает номер стола (парты), вторая – номер места (варианта) за столом. До звонка рассаживаются по местам и готовятся к уроку.

2 Организацион-ный момент

2 мин

Учитель:

Прозвенел уже звонок,

Значит, начался урок.

Ребята, посмотрите, к нам пришло много гостей. Поприветствуйте их.

(дети встают).

Учитель:

На листочках нарисуйте тот вид лица, который соответствует вашему настроению в начале урока.

image1.png

Дети рисуют, а учитель сообщает гостям цели мастерской, затем обучающиеся записывают в тетрадях число и тему урока, чтение эпиграфа к уроку (слайды 2 и 3).

3 Реконструкция. Актуализация знаний.

3 мин

Из 5-го класса мы знакомы с координатной прямой или координатной осью Х.Давайте вспомним, что же это такое? (слайд 4)

Учитель вместе с учащимися дают определение:

- Координатная прямая – это прямая, на которой выбраны:

Начальная точка О (начало отсчета);

Масштаб (единичный отрезок, т.е. отрезок, длина которого считается равной 1);

Положительное направление.

- Сколько точек соответствует каждому числу на координатной прямой? (слайд 5).

Одна.

4 Мотивацион-ный материал.

Деконструкция

4 мин

Учитель: Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего? Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.

Системы координат окружают нас повсюду (с 6 по 10 слайды):

чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;

система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы);

те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:

с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;

применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;

при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

5 Исторический материал (11- 14 слайды)

3 мин

- Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?

Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом. Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

6 Объяснение нового материала

5 мин

Учитель: Дадим определение прямоугольной системы координат и алгоритм построения точек (слайды 15 – 17).

Горизонтальная ось – ось ОХ называется осью абсцисс, перпендикулярная ей прямая – ось ОY- называется осью ординат.

Точка пересечения осей – точка О называется началом отсчета.

Рассмотрим алгоритм построения точек в прямоугольной системе координат (слайд 18):

На оси абсцисс найти точку х.

Через нее провести прямую, перпендикулярную оси абсцисс.

На оси ординат найти точку у.

Через нее провести прямую, перпендикулярную оси ординат.

Точка пересечения прямых и есть искомая точка А (х; у).

7 Закрепление

материала.

Реконструкция.

3 мин

(слайд 19):

Начертите в тетради систему координат, взяв единичный отрезок длиной 1 см. Построить указанные точки: А (4; 3); В (- 3; 4); С (1; 0); Д (0; 3);

Е (- 3; - 2); F (5; - 4).

(слайд 20):

Проверка построения.

8 Работа в парах. Рекон-

струкция.

4 мин

Чтение сказки «Остров сокровищ» (учебник «Наглядная геометрия», стр.132).

На острове сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ганн. Перед смертью Бен Ганн решил оставить для потомков шифрованное письмо – описание пути, ведущего к кладу, и место, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в своё время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единичный отрезок. Сделал всё, как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырёх дубов: (3; 5); (-2; 7); (-3; 4); (3; -1). Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих первый и третий, второй и четвёртый дубы.

Задание: Нарисуйте в тетради оси координат, выберите единичный отрезок. Постройте точки, соответствующие дубам и определите координаты пещеры с сокровищами. Нанесите на карту различные объекты: колодец (К), наблюдательную вышку (В), склад (С), пальмовую рощу (Р). Опишите их положение с помощью координат. Запишите координаты этих объектов на чистый листок и передайте его соседу. Необходимо восстановить карту соседа, обозначив, К1 – колодец, В1 – вышка, С1 – склад, Р1 – роща.

9 Афиширование

1 мин

Сверка координат в парах.

10 Социализация

(первичная)

1 мин

Ребята каждой группы проверяют у соседней правильность восстановления карты, исправляют ошибки, сравнивают карты, чья получилась интереснее (первая и третья парты поворачиваются назад).

11 Реконструк-ция

2 мин

image2.png

(слайд 21):

Отгадайте загадку: Я по России протекаю,

Я всем известна, но, когда

Ко мне прибавить букву с краю,

Своё значенье я теряю

И птицей становлюсь тогда.

Это: (2;2); (1;1); (3;3); (1;2); (3;1); (2;3) – (Волга - иволга)

12 Социализация

(вторичная)

1мин

Ребята группой находят ответ, и представитель произносит его вслух. Идёт обсуждение правильности отгадки.

13 Физкультми-нутка.

2 мин

Физкультминутка для глаз.

Посмотрите вправо и досчитайте до пяти; потом влево, и снова досчитайте до пяти. Вверх – раз, два, три, четыре, пять; а теперь вниз – и снова посчитайте. Глазами сделайте 5 круговых движений в одну сторону, а потом в другую. Посмотрите вверх, вниз, на кончик носа, а теперь вдаль. Поморгайте глазами.

14 Реконструк-ция

4 мин

В конверте у каждой группы есть карточка с написанным словом: площадь, чертёж, тетрадь, алгебра, широта, долгота. Каждая группа должна зашифровать с помощью таблицы это слово.

Проверим:

Долгота: (0;3); (3;3); (1;2); (3;1); (3;3); (4;3); (2;3).

Алгебра: (2;3); (1;2); (3;1); (-2;2); (1;0); (4;1); (2;3).

Площадь: (0;1); (1;2); (3;3); (0;2); (2;3); (0;3); (-3;1).

Широта: (2;0); (2;2); (4:1); (3;3); (4;3); (2;3).

Чертёж: (-1;0); (-2;2); (4;1); (4;3); (-2;2); (-1;1).

Тетрадь: (4;3); (-2;2); (4;3);(4;1); (2;3); (0;3); (-1;3).

15 Афиширова-ние

3 мин

Представитель от группы выходит к доске и выписывает найденные координаты букв данного слова.

16 Социализация (вторичная)

2 мин

Ребята по координатам точек находят нужные буквы и читают слова. Высказываются мнения, исправляются ошибки.

17 Реконструк-ция

6 мин

На каждом столе есть лист миллиметровой бумаги. Детям даётся задание построить на ней систему координат с единичным отрезком 1см и по заданным координатам построить рисунок: кенгуру, зайца, дельфина, коня, утёнка, парусника. Но дети не знают, какую фигуру они строят.

Кенгуру: (-12;-4); (-6;-1); (-3;0); (4;4); (6;4); (8;3); (9;3); (11;5); (10;7); (11;6); (12;7); (12;6); (13;4); (14;3); (13;3); (10;0); (9;-2); (10;-3); (8;-5); (9;-3); (7;-5); (8;-3); (6;-2); (5;-2); (2;-5); (7;-11); (5;-11); (5;-10); (1;-5); (2;-3); (1;-2); (0;0); (-12;-4).

Заяц: (8;0); (7;-1); (7;-2); (8;-3); (6;-3); (6;-4); (9;-4); (9;-3); (11;-1); (11;0); (10;1); (10;0); (7;3); (4;3); (0;1); (0;2); (-1;3) ; (2;5); (-3;3); (-4;2); (-3;1); (-2;1); (-1;-1); (-3;-3); (-4;-3); (-4;-4); (-2;-4); (0;-2); (7;-2).

Дельфин: (10;0); (8;2);(4;4);(3;5);(1;5);(-2;3);(-7;-1);(-9;-2);(-7;-2);(-7;-4); (-6;-2); (-3;0); (0;1); (1;1);(4;-1);(3;-2);(5;-1); (7;-3); (10;-4); (9;-3); (11;-4); (10;-2); (10;0).

Конь: (7;0); (10;3); (12;1); (15;2); (13;4); (12;3); (10;5); (7;2); (3;3); (-4;3);(-8;6); (-8;7); (-9;6); (-11;6);(-13;1);(-12;0); (-11;0); (-10;3); (-6;0); (-10;-3);(-9;-8);(-6;-9);(-6;-6);(-7;-7);(- 8;- 4);(-4;-5); (-3;-3); (3;-3); (5;-7); (7;-4); (8;-8); (11;-9); (11;-7); (10;-7); (8;-2); (6;-3); (7;-1); (7;0).

Парусник: (0;0);(-1;2);(0;14);(-10;1);(0;0); (-9;0); (-8;-2); (-6;-3); (-3;-4); (0;-4);(7;-3); (10;-2); (13;0); (0;0); (12;2); (0;14); (0;0).

Утёнок: (-1;2);(3;5);(1;7);(-3;6);(-5;7); (-3;4); (-6;3);(-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); (1;2); (-1;2).

18 Афиширова-ние и задание на дом

2 мин

Представитель от группы выходит к доске и прикрепляет на фланелеграф лист с рисунком, показывают другим группам выполненную работу. Учитель предлагает ребятам к следующему уроку нарисовать какой-нибудь рисунок в системе координат и записать координаты всех точек, с помощью которых этот рисунок был построен.

19 Инсайт

5 мин

У каждой группы есть листок клетчатой бумаги, на котором изображена система координат, на осях нет единичного отрезка. В этой системе координат выбрана точка, например, А(2;у) и отмечены произвольно точки В, С, Д. Даётся задание: найдите и изобразите на осях единичный отрезок и определите координату у, затем найдите координаты точек В, С, Д.

20 Социализация

(первичная)

1 мин

Ребята в группе обсуждают варианты решения, учитель наблюдает и выслушивает мнение ребят в группе, иногда можно дать наводящие вопросы, чтобы ребята догадались, как найти единичный отрезок. Среди групп всегда находится хотя бы одна, которая просит помощи других групп.

21 Социализация (вторичная)

общеклассная

1 мин

Рассматривается правильный способ решения и даётся ответ, после чего без проблем находятся координаты остальных точек.

22 Самостоятельная работа

8 мин

На нашем острове обитает много животных, в океане плавают рыбы, дельфины. Нарисуйте их по данным координатам, придумайте им свои названия (задание выполняется в рабочих тетрадях).

1 вариант. (3; 3); (0; 3); (-3; 2); (-5;2); (-7;4); (-8;3); (-7;1); (-8;-1); (-7;-2); (-5;0); (-1;-2); (0;-4); (2;-4); (3;-2); (5;-2); (7;0); (5;2); (3;3); (2;4); (-3;4); (-4;2); глаз(5;0).

2 вариант. (3; 0); (1; 2); (-1;2); (3;5); (1;7); (-3;6); (-5;7); (-3;4); (-6;3);

(-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); глаз (-1;5).

23 Рефлексия.

Подведение итогов урока

2 мин

Учитель:

- Свое мнение об уроке и отношение к предмету « Наглядная геометрия» выразите с помощью рисунка, предлагаемого на слайде 39.

На листе бумаги обведите руку и напишите на соответствующих пальцах свое отношение к геометрии:

1. на большом – интересное;

2. на указательном – полезное;

3. на среднем – затруднения;

4. на безымянном – пожелания;

5. на мизинце – общие впечатления о предмете.

image3.png

Учитель благодарит детей за урок, сообщает оценки.

Учитель желает успехов при дальнейшем изучении курса геометрии.

Тема: « Координатная плоскость»

( проводится в группе обучающихся 6го класса школы «Интеллект», время – 1 час).

Учитель математики высшей категории

Мосенкова Любовь Анатольевна

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости; научить ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;

Развивающая: развивать творческие способности; развивать аналитические способности, логическое мышление, индивидуальные способности каждого ученика в удобном для него темпе, создавая комфортную психологическую обстановку для каждого ученика при обучении математике.

Воспитательная: активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств; воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.

Оформление кабинета:

На доске:

1. Тема урока.

2. Эпиграф к уроку: «В математике живет всегда: художник, архитектор и даже поэт” (Принсгейм).

3. Домашнее задание: построить на координатной плоскости фигуру и записать координаты точек, используемых для её построения.

На столах:

1. Карточка с координатами точек, с помощью которых будут построены фигуры.

2. Миллиметровая бумага размером 25 х 25 см2.

3. Карточки со словами: тетрадь, алгебра, чертёж, широта, долгота, площадь.

4. Комплект карточек для инсайта.

5. Чистые листочки бумаги для составления карты.

6. Правила мастерской (для присутствующих гостей).

Оборудование:

1. Фланелеграф для афиширования.

2. Фломастеры, карандаши, чертежные инструменты.

3. Мультимедийные средства, презентация “Координатная плоскость”.

В качестве учебного пособия используется учебник: И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева, Наглядная геометрия. М., Мирос, 1995г. и рабочая тетрадь по «Наглядной геометрии», 6 кл., Саратов, «Лицей».

На отдельном столе: карточки с координатами для определения места ученика при входе в класс.

Ход урока.

Этап

Время

Действия обучающихся и учителя

1 Индукция

3 мин

на

перемене

На перемене перед уроком дети заходят в класс, каждый берёт карточку с координатами точки. Первая координата показывает номер стола (парты), вторая – номер места (варианта) за столом. До звонка рассаживаются по местам и готовятся к уроку.

2 Организацион-ный момент

2 мин

Учитель:

Прозвенел уже звонок,

Значит, начался урок.

Ребята, посмотрите, к нам пришло много гостей. Поприветствуйте их.

(дети встают).

Учитель:

На листочках нарисуйте тот вид лица, который соответствует вашему настроению в начале урока.

image1.png

Дети рисуют, а учитель сообщает гостям цели мастерской, затем обучающиеся записывают в тетрадях число и тему урока, чтение эпиграфа к уроку (слайды 2 и 3).

3 Реконструкция. Актуализация знаний.

3 мин

Из 5-го класса мы знакомы с координатной прямой или координатной осью Х.Давайте вспомним, что же это такое? (слайд 4)

Учитель вместе с учащимися дают определение:

- Координатная прямая – это прямая, на которой выбраны:

Начальная точка О (начало отсчета);

Масштаб (единичный отрезок, т.е. отрезок, длина которого считается равной 1);

Положительное направление.

- Сколько точек соответствует каждому числу на координатной прямой? (слайд 5).

Одна.

4 Мотивацион-ный материал.

Деконструкция

4 мин

Учитель: Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего? Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.

Системы координат окружают нас повсюду (с 6 по 10 слайды):

чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;

система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы);

те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:

с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;

применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;

при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

5 Исторический материал (11- 14 слайды)

3 мин

- Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?

Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом. Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

6 Объяснение нового материала

5 мин

Учитель: Дадим определение прямоугольной системы координат и алгоритм построения точек (слайды 15 – 17).

Горизонтальная ось – ось ОХ называется осью абсцисс, перпендикулярная ей прямая – ось ОY- называется осью ординат.

Точка пересечения осей – точка О называется началом отсчета.

Рассмотрим алгоритм построения точек в прямоугольной системе координат (слайд 18):

На оси абсцисс найти точку х.

Через нее провести прямую, перпендикулярную оси абсцисс.

На оси ординат найти точку у.

Через нее провести прямую, перпендикулярную оси ординат.

Точка пересечения прямых и есть искомая точка А (х; у).

7 Закрепление

материала.

Реконструкция.

3 мин

(слайд 19):

Начертите в тетради систему координат, взяв единичный отрезок длиной 1 см. Построить указанные точки: А (4; 3); В (- 3; 4); С (1; 0); Д (0; 3);

Е (- 3; - 2); F (5; - 4).

(слайд 20):

Проверка построения.

8 Работа в парах. Рекон-

струкция.

4 мин

Чтение сказки «Остров сокровищ» (учебник «Наглядная геометрия», стр.132).

На острове сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ганн. Перед смертью Бен Ганн решил оставить для потомков шифрованное письмо – описание пути, ведущего к кладу, и место, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в своё время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единичный отрезок. Сделал всё, как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырёх дубов: (3; 5); (-2; 7); (-3; 4); (3; -1). Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих первый и третий, второй и четвёртый дубы.

Задание: Нарисуйте в тетради оси координат, выберите единичный отрезок. Постройте точки, соответствующие дубам и определите координаты пещеры с сокровищами. Нанесите на карту различные объекты: колодец (К), наблюдательную вышку (В), склад (С), пальмовую рощу (Р). Опишите их положение с помощью координат. Запишите координаты этих объектов на чистый листок и передайте его соседу. Необходимо восстановить карту соседа, обозначив, К1 – колодец, В1 – вышка, С1 – склад, Р1 – роща.

9 Афиширование

1 мин

Сверка координат в парах.

10 Социализация

(первичная)

1 мин

Ребята каждой группы проверяют у соседней правильность восстановления карты, исправляют ошибки, сравнивают карты, чья получилась интереснее (первая и третья парты поворачиваются назад).

11 Реконструк-ция

2 мин

image2.png

(слайд 21):

Отгадайте загадку: Я по России протекаю,

Я всем известна, но, когда

Ко мне прибавить букву с краю,

Своё значенье я теряю

И птицей становлюсь тогда.

Это: (2;2); (1;1); (3;3); (1;2); (3;1); (2;3) – (Волга - иволга)

12 Социализация

(вторичная)

1мин

Ребята группой находят ответ, и представитель произносит его вслух. Идёт обсуждение правильности отгадки.

13 Физкультми-нутка.

2 мин

Физкультминутка для глаз.

Посмотрите вправо и досчитайте до пяти; потом влево, и снова досчитайте до пяти. Вверх – раз, два, три, четыре, пять; а теперь вниз – и снова посчитайте. Глазами сделайте 5 круговых движений в одну сторону, а потом в другую. Посмотрите вверх, вниз, на кончик носа, а теперь вдаль. Поморгайте глазами.

14 Реконструк-ция

4 мин

В конверте у каждой группы есть карточка с написанным словом: площадь, чертёж, тетрадь, алгебра, широта, долгота. Каждая группа должна зашифровать с помощью таблицы это слово.

Проверим:

Долгота: (0;3); (3;3); (1;2); (3;1); (3;3); (4;3); (2;3).

Алгебра: (2;3); (1;2); (3;1); (-2;2); (1;0); (4;1); (2;3).

Площадь: (0;1); (1;2); (3;3); (0;2); (2;3); (0;3); (-3;1).

Широта: (2;0); (2;2); (4:1); (3;3); (4;3); (2;3).

Чертёж: (-1;0); (-2;2); (4;1); (4;3); (-2;2); (-1;1).

Тетрадь: (4;3); (-2;2); (4;3);(4;1); (2;3); (0;3); (-1;3).

15 Афиширова-ние

3 мин

Представитель от группы выходит к доске и выписывает найденные координаты букв данного слова.

16 Социализация (вторичная)

2 мин

Ребята по координатам точек находят нужные буквы и читают слова. Высказываются мнения, исправляются ошибки.

17 Реконструк-ция

6 мин

На каждом столе есть лист миллиметровой бумаги. Детям даётся задание построить на ней систему координат с единичным отрезком 1см и по заданным координатам построить рисунок: кенгуру, зайца, дельфина, коня, утёнка, парусника. Но дети не знают, какую фигуру они строят.

Кенгуру: (-12;-4); (-6;-1); (-3;0); (4;4); (6;4); (8;3); (9;3); (11;5); (10;7); (11;6); (12;7); (12;6); (13;4); (14;3); (13;3); (10;0); (9;-2); (10;-3); (8;-5); (9;-3); (7;-5); (8;-3); (6;-2); (5;-2); (2;-5); (7;-11); (5;-11); (5;-10); (1;-5); (2;-3); (1;-2); (0;0); (-12;-4).

Заяц: (8;0); (7;-1); (7;-2); (8;-3); (6;-3); (6;-4); (9;-4); (9;-3); (11;-1); (11;0); (10;1); (10;0); (7;3); (4;3); (0;1); (0;2); (-1;3) ; (2;5); (-3;3); (-4;2); (-3;1); (-2;1); (-1;-1); (-3;-3); (-4;-3); (-4;-4); (-2;-4); (0;-2); (7;-2).

Дельфин: (10;0); (8;2);(4;4);(3;5);(1;5);(-2;3);(-7;-1);(-9;-2);(-7;-2);(-7;-4); (-6;-2); (-3;0); (0;1); (1;1);(4;-1);(3;-2);(5;-1); (7;-3); (10;-4); (9;-3); (11;-4); (10;-2); (10;0).

Конь: (7;0); (10;3); (12;1); (15;2); (13;4); (12;3); (10;5); (7;2); (3;3); (-4;3);(-8;6); (-8;7); (-9;6); (-11;6);(-13;1);(-12;0); (-11;0); (-10;3); (-6;0); (-10;-3);(-9;-8);(-6;-9);(-6;-6);(-7;-7);(- 8;- 4);(-4;-5); (-3;-3); (3;-3); (5;-7); (7;-4); (8;-8); (11;-9); (11;-7); (10;-7); (8;-2); (6;-3); (7;-1); (7;0).

Парусник: (0;0);(-1;2);(0;14);(-10;1);(0;0); (-9;0); (-8;-2); (-6;-3); (-3;-4); (0;-4);(7;-3); (10;-2); (13;0); (0;0); (12;2); (0;14); (0;0).

Утёнок: (-1;2);(3;5);(1;7);(-3;6);(-5;7); (-3;4); (-6;3);(-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); (1;2); (-1;2).

18 Афиширова-ние и задание на дом

2 мин

Представитель от группы выходит к доске и прикрепляет на фланелеграф лист с рисунком, показывают другим группам выполненную работу. Учитель предлагает ребятам к следующему уроку нарисовать какой-нибудь рисунок в системе координат и записать координаты всех точек, с помощью которых этот рисунок был построен.

19 Инсайт

5 мин

У каждой группы есть листок клетчатой бумаги, на котором изображена система координат, на осях нет единичного отрезка. В этой системе координат выбрана точка, например, А(2;у) и отмечены произвольно точки В, С, Д. Даётся задание: найдите и изобразите на осях единичный отрезок и определите координату у, затем найдите координаты точек В, С, Д.

20 Социализация

(первичная)

1 мин

Ребята в группе обсуждают варианты решения, учитель наблюдает и выслушивает мнение ребят в группе, иногда можно дать наводящие вопросы, чтобы ребята догадались, как найти единичный отрезок. Среди групп всегда находится хотя бы одна, которая просит помощи других групп.

21 Социализация (вторичная)

общеклассная

1 мин

Рассматривается правильный способ решения и даётся ответ, после чего без проблем находятся координаты остальных точек.

22 Самостоятельная работа

8 мин

На нашем острове обитает много животных, в океане плавают рыбы, дельфины. Нарисуйте их по данным координатам, придумайте им свои названия (задание выполняется в рабочих тетрадях).

1 вариант. (3; 3); (0; 3); (-3; 2); (-5;2); (-7;4); (-8;3); (-7;1); (-8;-1); (-7;-2); (-5;0); (-1;-2); (0;-4); (2;-4); (3;-2); (5;-2); (7;0); (5;2); (3;3); (2;4); (-3;4); (-4;2); глаз(5;0).

2 вариант. (3; 0); (1; 2); (-1;2); (3;5); (1;7); (-3;6); (-5;7); (-3;4); (-6;3);

(-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); глаз (-1;5).

23 Рефлексия.

Подведение итогов урока

2 мин

Учитель:

- Свое мнение об уроке и отношение к предмету « Наглядная геометрия» выразите с помощью рисунка, предлагаемого на слайде 39.

На листе бумаги обведите руку и напишите на соответствующих пальцах свое отношение к геометрии:

1. на большом – интересное;

2. на указательном – полезное;

3. на среднем – затруднения;

4. на безымянном – пожелания;

5. на мизинце – общие впечатления о предмете.

image3.png

Учитель благодарит детей за урок, сообщает оценки.

Учитель желает успехов при дальнейшем изучении курса геометрии.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке