Содержание
-
Формирование и развитие мотивации чтения
МкОУ Черчетская СОШ, Татьяна Николаевна Демидко. Учитель начальных классов I квалификационная категория 2012 г.
pptcloud.ru
-
Высказывания о книгах и чтении
- «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная»
(А. Пушкин)
- «Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы»
(Л. Толстой)
- «Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься»
Китайское изречение.
- «Всем хорошим во мне я обязан книгам»
(М. Горький)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Выпускники начальной школы:
- Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
- Осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
- Сформируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
- Полюбят чтение художественных произведений; расширят кругозор; будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу; эмоционально отзываться на прочитанное
-
Поэтапная реализация задач в урочной деятельности
- Подготовительный этап
- Начальный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
- Овладение техникой чтения; запоминание букв, сочетаний; различать букву, соотносить её со звуком; узнавать, что она обозначает в слове.
- Самостоятельное чтение книг; сознательно воспринимать и воспроизводить тексты небольших литературных произведений; закрепляются навыки техники и выразительности чтения.
- Формирование навыков читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал.
- Формирование у детей читательских предпочтений и интересов; желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.
-
Значение и актуальность
- Формирование интереса к чтению, потребности в нём – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он.
- Мотивированное чтение – обязательная основа литературы.
- Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни.
-
Определение мотивации
Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
-
Факторы, способствующие развитию мотивации
- Пример взрослых
- Книжное окружение ребёнка
- Методы работы с книгой
- Интерес к современным аудиовизуальным средствам
-
Задачи учителя
- Ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей.
- Воспитать потребность в чтении, интерес к литературе.
- Научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру.
-
Личностно – ориентированное обучение
Внешняя мотивация:
- Внутренняя нравственно – волевая мотивация
- Внешне положительные.
- Внешне отрицательные.
-
Цикл мотивации
- Потребности
- Усилия
- Действие
- Вознаграждение
- Удовлетворение
-
Мотивы чтения
Побудительные причины:
- Читательская деятельность
- Осознанные поводы обращения к книге.
- Внутренние причины
-
Ошибки, допускаемые педагогами
Ошибки:
- Ранний контроль: «прочитайте то – то и столько к такому-то числу».
- Самостоятельный выбор книг для чтения.
- Отсроченное начало уроков внеклассного чтения.
- Требование читать самостоятельно
-
Условия продуктивной деятельности
Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.
Непременные условия продуктивной деятельности:
- Освоение техники быстрого чтения
- Оптимальное чтение
-
Упражнения, развивающие артикуляционный аппарат
- Чёткое произношение скороговорок, чистоговорок
- Использование занимательного материала
- Заучивание стихов, считалок, прозы
- Чтение перевёртышей
- Отгадывание загадок
-
Функции литературы:
- Познавательные
- Воспитательные
- Эстетические
- Прикладные
Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика
-
Посещение библиотеки
Посещение библиотеки
-
-
Методы стимулирования и мотивации
Методы стимулирования и мотивации
-
- Сказочные герои
-
Методы стимулирования и мотивации
-
-
Странички для любознательных
- Методы стимулирования и мотивации
-
Мотивы учения младших школьников
Непосредственно-побуждающие:
- Яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием.
Учебно - познавательные:
- Интерес к знаниям, любознательность.
Перспективно-побуждающие:
- Ответственность, стремление хорошо учиться.
-
- Я люблю быть ответственной в группе, люблю подводить итоги.
- Мне нравится советоваться друг с другом.
- Мне понравились задания в конвертах, ведь не знаешь, что там лежит.
-
Активизации познавательной деятельности
- Работа в паре
- Игры
- Игровые тесты - викторины
Учение должно увлекать ребят, вызывать у них внутренний эмоциональный подъём, быть желанной формой их жизнедеятельности.
-
Использование разнообразных творческих заданий
Метод проектов:
- Научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников.
- Овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.
- Развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию.
-
Результаты проектов
Результаты проектов.
-
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?
- Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.
- Увлечённость предметом.
- Любовь к работе.
- Доброжелательное отношение к учащимся.
- Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм).
- Стремление к максимальной гибкости.
- Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся.
- Умение придать личностную окраску преподаванию.
- Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися.
- Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
-
Заключение
- Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
- Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
-
Литература
- Дьяченко О.М. «Возможности умственного развития способностей школьников в процессе ознакомления со сказкой»
- Первова Г.М. «Детская литература в начальных классах»
- Конышева Н.М. «Проектная деятельность младших школьников»
- Журнал «Начальная школа».
- Рисунки для оформления взяты с интернет - сайтов.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.