Содержание
-
Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда.
МОУ «Начальная школа – детский сад №3, с. Елово»
Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна. 2011 г.
-
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
-
Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:
- сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;
-нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
-коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;
- успешная социализация детей с дефектами речи.
-
Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.
Над ними трудились такие авторы, как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
-
Нетрадиционные логопедические технологии.
- Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
- Массаж языка.
- Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
- Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
- Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.
-
- Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
- Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
- Музыкотерапия– воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
- Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
- Литотерапия- терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
- Имаготерапия– театрализация.
- Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
- Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.
-
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
-
· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
· снимают мышечную напряжённость;
· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
· развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
Игры с песком
-
· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
· способствуют расширению словарного запаса;
· помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
· способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
· помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.
-
Общие условия организации песочной терапии.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.
Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).
Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
-
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
-
Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
-
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
- Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
- В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
- В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
-
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!
-
Игры с песком
- «Дорожки из песка».
- «Чувствительные ладошки»
- "Мой город".
- · «Чей это след?»
- «Назови звук»
- «Найди друга»
- «Песочный дождик»
- «Кто это был?»
- «Какой звук лишний?» и другие
-
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри : Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
-
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - они чувствуют себя более успешными; - на занятиях нет места монотонности и скуке.
Кроме того игры с песком на свежем воздухе, на берегу реки, в благоприятных природных условиях играют значительную роль в летнем оздоровлении и закаливании детей.
-
-
приятного летнего отдыха! Желаю всем!
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.