Презентация на тему "Исследовательская деятельность младших школьников"

Презентация: Исследовательская деятельность младших школьников
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Исследовательская деятельность младших школьников" рассказывает о том, как внедрять и реализовывать различные творческие задания для детей по предмету "Окружающий мир". Приведены примеры таких заданий и поэтапное описание их проведения в классе начальной школы.

Краткое содержание

  • Требования к преподавателям начальных классов;
  • Виды исследований;
  • Направления исследований;
  • Проекты по природоведению.

Содержание

  • Презентация: Исследовательская деятельность младших школьников
    Слайд 1

    Исследовательская деятельность младших школьников

    Инновации в начальной школе

  • Слайд 2

    Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе». (А.Н. Колмогоров)

  • Слайд 3

    Цель работы учителя начальной школы

    Создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

  • Слайд 4

    Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся

    Первый этап- тренировочные занятия с классом (знакомство первоклассников с техникой проведения исследования).Начиная со 2 класса- формирование умений видеть проблемы и поиска их решений (методы исследования):

    • выдвижение гипотезы;
    • вопросы по проблеме;
    • определение понятий (загадки);
    • сравнение;
    • обобщение;
    • классификация( например, игра «Четвертый лишний»;
    • наблюдение (сравнение парных картинок);
    • эксперимент;
    • умозаключения.

    Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.

  • Слайд 5

    Над чем работать?

    • Умения организационного характера.
    • Умения и знания исследовательского характера.
    • Умение работать с информацией.
    • Умение представить результат своей работы.
  • Слайд 6

    Первый блок умений

    Умения организационного характера:

    • Организация рабочего места.
    • Планирование работы.
  • Слайд 7

    Второй блок умений

    Умения и знания исследовательского характера:

    • Выбор темы исследования:
    • Целеполагание;
    • Определение структуры исследования;
    • Методы исследования;
    • Общелогические методы;
    • Поиск информации.
  • Слайд 8

    Третий блок умений

    Умение работать с информацией:

    • Структурирование информации.
    • Выделение главного.
    • Представление в различных формах.
  • Слайд 9

    Четвёртый блок умений

    Умение представить результат:

    • Формы представления.
    • Требования к докладу.
    • Требования к речи докладчика.
  • Слайд 10

    Средства

    • Проблемное, частично-поисковое, эвристическое обучение под руководством учителя.
    • Урок-исследование.
    • Исследование, проектирование.
  • Слайд 11

    Виды исследований

    • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
    • По месту проведения: урочные, внеурочные.
    • По времени: кратковременные или долговременные.
    • По теме: предметные или свободные.
  • Слайд 12

    Исследования

    • Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов явлений;
    • Эмпирические - проведение собственных экспериментов;
    • Теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.

  • Слайд 13

    Общие направления исследований

    • Живая природа
    • Земля
    • Вселенная
    • Человек
    • Общество
    • Культура
    • Наука
    • Техника
    • Экономика
    • Фантастика
  • Слайд 14

    Защита - венец исследования и один из главных этапов начинающего исследователя

    О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично.

  • Слайд 15

    Исследовательская деятельность в начальной школе

    Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

    • классифицировать;
    • обобщать;
    • отбирать все возможные варианты решения;
    • переключаться с одного поиска решения на другое;
    • составлять программу действий по своей работе;
    • рассматривать объект с различных точек зрения;
    • сравнивать различные объекты и их совокупности;
    • составлять задания по предложенной теме;
    • проводить самоконтроль.
  • Слайд 16

    Вывод

    • Исследовательская тактика ребенка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.
    • Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
  • Слайд 17

    Растения

    «Окружающий мир» 2 класс

  • Слайд 18

    Цели

    1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Растения».
    2. Содействовать организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «травы», «кустарники», «деревья».
    3. Создать условия для самостоятельного применения детьми знаний в окружающем мире, развития аналитических способностей.
    4. Способствовать формированию умения работать в группах.
  • Слайд 19

    Основополагающий вопрос

    Как растения гуляют по свету?Проблемные вопросы:

    1. Как живут растения?
    2. Кого берут растения в помощники?
    3. Какие этажи выбирают растения?
  • Слайд 20

    Структура проекта

  • Слайд 21

    Давай познакомимся

    Творческая группа №1

    • Выдвинута следующая гипотеза:
    • Вероятно, в разных ярусах леса растут разные по росту растения: вверх тянутся самые сильные – деревья, внизу находятся самые маленькие, слабые, нежные растения – травы, между ними, в среднем ярусе распо-лагаются кустарники.
    • Подтверждения этой гипотезы дети находят в наблюдениях во время экскурсии.
  • Слайд 22

    Растительная анатомия

    Творческая группа №2

    • Выдвинута следующая гипотеза:
    • Вероятно, все растения имеют корень, стебель(у деревьев – ствол, у трав – стебелёк), листья, многие растения цветут и имеют плоды.
    • Рассматривая растения, изучая их, дети подтверждают гипотезу об одинаковом строении растений.
  • Слайд 23

    Путешествие по белу свету

    Творческая группа №3

    • Выдвинута следующая гипотеза:
    • Вероятно, вода, ветер, животные, человек – это помощники растений в путешествии по земному шару.
    • Дети в процессе наблюдений и опытов во время экскурсий обнаруживают подтверждение этим фактам.
  • Слайд 24

    Давай познакомимся (ярусы леса)

    Как живут растения в лесу.

  • Слайд 25

    Цели

    1. Изучить признаки трав, кустарников, деревьев.
    2. Научиться различать дерево, кустарник, траву.
  • Слайд 26

    Гипотеза и аргументы

    • Наверно, в разных ярусах леса растут разные растения.
    • Внизу самые маленькие - травы.
    • В среднем ярусе - кустарники, они побольше.
    • В верхнем ярусе - деревья, они большие.
  • Слайд 27

    Ход исследования

    1. Наблюдение в лесу: учимся сравнивать и узнавать.
    2. Рассматривание картинок: различение растений по их характерным свойствам.
    3. Нарисуем сами: что мы узнали и чему научились.
  • Слайд 28
    1. Наблюдение в лесу: учимся сравнивать и узнавать.
    2. Рассматривание картинок: различение растений по их характерным свойствам.
    3. Нарисуем сами: что мы узнали и чему научились.
  • Слайд 29

    Рассматривая картинки: деревья, кустарники, травы

    • По картинке не всегда можно узнать, где большое дерево, где маленькое.
    • Величина растений определяет их место в ярусе.
  • Слайд 30

    Нарисуем сами

  • Слайд 31

    Результаты исследования

    • О траве: стебли тоненькие, нет ствола, поэтому она располагается в первом ярусе.
    • О кустарниках: у кустарников много толстых стволиков, они невысокие ,поэтому находятся в среднем ярусе.
    • О деревьях: у деревьев толстый крепкий ствол, он держит всю крону, деревья высокие ,поэтому занимают верхний ярус.
  • Слайд 32

    Выводы

    • Ствол, крона, стебель, листья - это характерные признаки разных растений, по ним мы узнаем деревья, кустарники, траву.
    • Три яруса растений в лесу образуются благодаря разным видам растений.
  • Слайд 33

    Плотность участия учащихся в уроке

    • Традиционный урок
    • На уроке отвечают 5-6 человек.
    • Урок по проектной методике
    • В ходе подготовки проекта создано 3 группы по 6 человек – 18 учащихся.
    • Таким образом, урок, проведенный по проектной методике, позволяет включить в учебный процесс всех учащихся.
  • Слайд 34

    План проведения проекта

    • Обсуждение темы урока, его структуры, состава и форм работы творческих групп. 1 час
    • Промежуточный контроль и консультация в течении урока.
    • Поиск материалов и исследование на экскурсии 30 мин.
    • Внеклассная работа - оформление результатов с помощью взрослых 3 дня по 15 мин.
    • Защита итоговых работ. 1 час.
    • Итого 3 часа 15 мин.
  • Слайд 35

    Вывод

    • проектная методика повышает интерес к учебе
    • стимулирует исследовательские навыки учащихся
    • меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.
  • Слайд 36

    Учебный проект не нуждается ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении. Побольше дела, поменьше «барабанного боя». (Крупская Н.К.)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке