Содержание
-
Исследовательская деятельность младших школьников
Инновации в начальной школе
-
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе». (А.Н. Колмогоров)
-
Цель работы учителя начальной школы
Создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.
-
Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
Первый этап- тренировочные занятия с классом (знакомство первоклассников с техникой проведения исследования).Начиная со 2 класса- формирование умений видеть проблемы и поиска их решений (методы исследования):
- выдвижение гипотезы;
- вопросы по проблеме;
- определение понятий (загадки);
- сравнение;
- обобщение;
- классификация( например, игра «Четвертый лишний»;
- наблюдение (сравнение парных картинок);
- эксперимент;
- умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
-
Над чем работать?
- Умения организационного характера.
- Умения и знания исследовательского характера.
- Умение работать с информацией.
- Умение представить результат своей работы.
-
Первый блок умений
Умения организационного характера:
- Организация рабочего места.
- Планирование работы.
-
Второй блок умений
Умения и знания исследовательского характера:
- Выбор темы исследования:
- Целеполагание;
- Определение структуры исследования;
- Методы исследования;
- Общелогические методы;
- Поиск информации.
-
Третий блок умений
Умение работать с информацией:
- Структурирование информации.
- Выделение главного.
- Представление в различных формах.
-
Четвёртый блок умений
Умение представить результат:
- Формы представления.
- Требования к докладу.
- Требования к речи докладчика.
-
Средства
- Проблемное, частично-поисковое, эвристическое обучение под руководством учителя.
- Урок-исследование.
- Исследование, проектирование.
-
Виды исследований
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По месту проведения: урочные, внеурочные.
- По времени: кратковременные или долговременные.
- По теме: предметные или свободные.
-
Исследования
- Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов явлений;
- Эмпирические - проведение собственных экспериментов;
- Теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.
-
Общие направления исследований
- Живая природа
- Земля
- Вселенная
- Человек
- Общество
- Культура
- Наука
- Техника
- Экономика
- Фантастика
-
Защита - венец исследования и один из главных этапов начинающего исследователя
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично.
-
Исследовательская деятельность в начальной школе
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другое;
- составлять программу действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- сравнивать различные объекты и их совокупности;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль.
-
Вывод
- Исследовательская тактика ребенка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.
- Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
-
Растения
«Окружающий мир» 2 класс
-
Цели
- Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Растения».
- Содействовать организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «травы», «кустарники», «деревья».
- Создать условия для самостоятельного применения детьми знаний в окружающем мире, развития аналитических способностей.
- Способствовать формированию умения работать в группах.
-
Основополагающий вопрос
Как растения гуляют по свету?Проблемные вопросы:
- Как живут растения?
- Кого берут растения в помощники?
- Какие этажи выбирают растения?
-
Структура проекта
-
Давай познакомимся
Творческая группа №1
- Выдвинута следующая гипотеза:
- Вероятно, в разных ярусах леса растут разные по росту растения: вверх тянутся самые сильные – деревья, внизу находятся самые маленькие, слабые, нежные растения – травы, между ними, в среднем ярусе распо-лагаются кустарники.
- Подтверждения этой гипотезы дети находят в наблюдениях во время экскурсии.
-
Растительная анатомия
Творческая группа №2
- Выдвинута следующая гипотеза:
- Вероятно, все растения имеют корень, стебель(у деревьев – ствол, у трав – стебелёк), листья, многие растения цветут и имеют плоды.
- Рассматривая растения, изучая их, дети подтверждают гипотезу об одинаковом строении растений.
-
Путешествие по белу свету
Творческая группа №3
- Выдвинута следующая гипотеза:
- Вероятно, вода, ветер, животные, человек – это помощники растений в путешествии по земному шару.
- Дети в процессе наблюдений и опытов во время экскурсий обнаруживают подтверждение этим фактам.
-
Давай познакомимся (ярусы леса)
Как живут растения в лесу.
-
Цели
- Изучить признаки трав, кустарников, деревьев.
- Научиться различать дерево, кустарник, траву.
-
Гипотеза и аргументы
- Наверно, в разных ярусах леса растут разные растения.
- Внизу самые маленькие - травы.
- В среднем ярусе - кустарники, они побольше.
- В верхнем ярусе - деревья, они большие.
-
Ход исследования
- Наблюдение в лесу: учимся сравнивать и узнавать.
- Рассматривание картинок: различение растений по их характерным свойствам.
- Нарисуем сами: что мы узнали и чему научились.
-
- Наблюдение в лесу: учимся сравнивать и узнавать.
- Рассматривание картинок: различение растений по их характерным свойствам.
- Нарисуем сами: что мы узнали и чему научились.
-
Рассматривая картинки: деревья, кустарники, травы
- По картинке не всегда можно узнать, где большое дерево, где маленькое.
- Величина растений определяет их место в ярусе.
-
Нарисуем сами
-
Результаты исследования
- О траве: стебли тоненькие, нет ствола, поэтому она располагается в первом ярусе.
- О кустарниках: у кустарников много толстых стволиков, они невысокие ,поэтому находятся в среднем ярусе.
- О деревьях: у деревьев толстый крепкий ствол, он держит всю крону, деревья высокие ,поэтому занимают верхний ярус.
-
Выводы
- Ствол, крона, стебель, листья - это характерные признаки разных растений, по ним мы узнаем деревья, кустарники, траву.
- Три яруса растений в лесу образуются благодаря разным видам растений.
-
Плотность участия учащихся в уроке
- Традиционный урок
- На уроке отвечают 5-6 человек.
- Урок по проектной методике
- В ходе подготовки проекта создано 3 группы по 6 человек – 18 учащихся.
- Таким образом, урок, проведенный по проектной методике, позволяет включить в учебный процесс всех учащихся.
-
План проведения проекта
- Обсуждение темы урока, его структуры, состава и форм работы творческих групп. 1 час
- Промежуточный контроль и консультация в течении урока.
- Поиск материалов и исследование на экскурсии 30 мин.
- Внеклассная работа - оформление результатов с помощью взрослых 3 дня по 15 мин.
- Защита итоговых работ. 1 час.
- Итого 3 часа 15 мин.
-
Вывод
- проектная методика повышает интерес к учебе
- стимулирует исследовательские навыки учащихся
- меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.
-
Учебный проект не нуждается ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении. Побольше дела, поменьше «барабанного боя». (Крупская Н.К.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.