Презентация на тему "Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество обучения"

Презентация: Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество обучения
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество обучения" приводит интеллектуальные позиции, этапы работы с интеллектуальными позициями: диагностика интеллектуальных возможностей учащихся, анализ интеллектуальных способностей.

Краткое содержание

  1. Изучаемые позиции, влияющие на качество образования
  2. Личность учащегося
  3. Изучение интеллектуальный позиций
  4. Изучение личностных позиций

Содержание

  • Презентация: Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество обучения
    Слайд 1

    Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования

    Пономарева Яна Викторовна,, педагог-психолог МБОУ гимназия №1 г. Липецка.

  • Слайд 2

    Изучаемые позиции, влияющие на качество образования

    • интеллектуальные
    • личностные
  • Слайд 3

    Учебная деятельность

    • Интеллектуальные способности
    • Личностные особенности
  • Слайд 4

    ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ

  • Слайд 5

    Интеллектуальные позиции

    • Общая осведомленность
    • Интуитивное мышление
    • Логическое мышление
    • Понятийная категоризация
    • Абстрактное мышление
    • Образный синтез
    • Пространственное мышление
    • Оперативная память
    • Математическая интуиция
  • Слайд 6

    Этапы работы с интеллектуальными позициями

    • Диагностика интеллектуальных
    • возможностей учащихся
    • Анализ интеллектуальных способностей, влияющих на обучение
    • Коррекционные мероприятия для участников образовательного процесса
  • Слайд 7

    ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПОЗИЦИЙ

  • Слайд 8

    Личностные позиции

    • Исполнительность
    • Волевой самоконтроль
    • Активность
    • Самокритичность
    • Самостоятельность
    • Тревожность
    • Эмоциональность
    • Активность в общении
    • Потребность в общении
    • Психологическое напряжение
  • Слайд 9

    Этапы работы с личностными позициями

    • Диагностика личностных особенностей учащихся
    • Анализ результатов
    • Коррекционные мероприятия для участников образовательного процесса
  • Слайд 10

    Психолог и ученик

    • Индивидуальные консультации
    • Групповые занятия с элементами тренинга в рамках классного часа
    • Развивающие занятия
    • Рекомендации
  • Слайд 11

    Психолог и классный руководитель

    • Индивидуальное собеседование
    • Рекомендательный блок по классу
    • Совместная подготовка классных часов и родительских собраний
  • Слайд 12

    Психолог и администрация

    • Отслеживание динамики изучаемых позиций
    • Осуществление контроля
  • Слайд 13

    Классный учитель и руководитель-предметник

    • Индивидуальные беседы
    • Подбор оптимальных методов, форм, приемов в работе с учащимися
  • Слайд 14

    Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования

    Пономарева Яна Викторовна, педагог-психолог.

Посмотреть все слайды

Конспект

Изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся (Из опыта работы педагога-психолога МОУ гимназии №1 Пономаревой Я.В.)

В условиях формирующейся новой образовательной среды происходит провозглашение приоритета личности учащегося. Выдвигается на первый план не только традиционные задачи повышения качества образования, но и создание особых педагогических условий в школе для комплексного решения проблем адаптации учащегося в окружающем социуме.

Опираясь на основные ориентиры, обозначенные в программе развития образования города Липецка, деятельность нашей гимназии, как и многих других школ, выстраивается на создании оптимальных условий для развития личности учащегося.

Основной задачей психолого-педагогической службы МОУ гимназии №1 является организация деятельности, направленной на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, максимальному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка.

Основная нагрузка в процессе учебы приходится на интеллектуальную сферу. Интеллект- это сложившаяся прижизненно система умственных операций, которая «вписана» в личность и соответствует ее особенностям.

Интеллектуальные операции являются решающими в жизни школьника. В период обучения учащийся либо подтверждает и закрепляет свои успехи, либо происходит снижение успеваемости и мотивации.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы ввести учащегося в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы ее воспринять, воспринять внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать, во-первых, понятийным мышлением, и, во-вторых, владеть соответствующими частными интеллектуальными операциями. Если это условие соблюдается, учащийся легко понимает то, что учитель объясняет ему на уроках.

При возникающих трудностях в обучении (а речь идет, как о явных, так и завуалированных трудностях, когда ученик за счет своей усидчивости и отличной памяти показывает хорошие результаты), необходимо быстрое реагирование всех участников образовательного процесса в оказании помощи, т. называемой точечной коррекции.

Естественно, мы не забываем, что живет и обучается в школе не интеллект, а целостная личность. Эффективная помощь ученику возможна лишь тогда, когда имеется информация о его работоспособности, эмоционально-волевых, коммуникативных качествах, мотивационных установок. Личностные особенности либо представляют собой резерв, который можно использовать для оптимизации обучения и развития, либо содержат дополнительные трудности, которые необходимо учитывать и преодолевать при оказании учащемуся психологической помощи.

Таким образом, мы остановились на подробном изучении двух особенностей, непосредственно влияющих на общий уровень развития учащегося в целом и на способности к обучению в частности.

Это:

1. Интеллектуальные

2. Личностные особенности

Понятно, что интеллект является составляющей личности. Но этапы нашей работы выстраивались таким образом, что сначала мы рассматривали интеллектуальные способности, и, сочтя эту информацию неполной, расширили ее характерологическими особенностями.

В течение длительного периода (а точнее, с 2003 года) мы изучаем интеллектуальные особенности учащихся всех возрастных групп. Ведь для того, чтобы давать качественную оценку результатам учебной деятельности, необходимо обращать внимание на зависимость успеваемости учащегося от его интеллектуального развития.

При определении интеллектуального развития мы используем тест структуры интеллекта Амтхауэра, входящий в диагностический комплекс методики Л.А.Ясюковой: «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» и «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников». Диагностика проводится в 2 академических часа. Каждому учащемуся предоставляется тестовый материал и бланк, на котором он отвечает.

Нами рассматриваются следующие мыслительные операции:

  • Интуитивное понятийное мышление
  • Понятийное логическое мышление
  • Понятийная категоризация
  • Математическая интуиция
  • Абстрактное мышление
  • Образный синтез
  • Пространственное мышление
  • Оперативная логическая память
  • Осведомленность

Многие учащиеся, в том числе и учащиеся с хорошими способностями испытывают трудности в личностном плане, что в свою очередь сказывается на качестве знаний. Т.е. происходит реальное несоответствие возможностей и их реализации. Во - многом, причиной этому является личностный фактор.

Например, ребенок с повышенным уровнем тревожности испытывает большие трудности в обучении. Ему трудно отвечать у доски, говорить громко и четко, он не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Мы понимаем, что все эти факторы не могут не оказать своего влияния на учебный процесс.

В связи с этим, мы пришли к выводу о необходимости рассмотрения и личностных качеств, влияющих на обучение. В этом блоке выделены следующие личностные особенности:

1. исполнительность

2. волевой самоконтроль

3. самокритичность

4. самостоятельность

5. активность

6. тревожность

7. эмоциональность

8. активность в общении

9. потребность в общении

10. психическое напряжение

Как в изучении интеллектуальных позиций, так и в изучении личностных факторов, работа проходила 3 этапа:

1. Диагностика

2. Анализ результатов диагностики.

3. Коррекционные мероприятия для участников образовательного процесса.

При диагностике личностных особенностей мы использовали личностный опросник Кетелла, который также входит в диагностический комплекс методики Л.А.Ясюковой: «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» и «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение». Диагностика проводится в течение 1 академического часа

Анализ результатов (в той или иной степени, поскольку информация является персонифицированной) предоставляется всем участникам образовательного процесса. Учащиеся получают эту информацию в индивидуальном консультировании. Результаты диагностики дают возможность им лучше узнать себя, понять свои сильные и слабые стороны, заняться самосовершенствованием, выявить причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, получить рекомендации по их преодолению и улучшению успеваемости

Анализ результатов класса необходим классным руководителям и учителям-предметникам для продуктивной работы на уроке.

Для администрации гимназии предоставляется материал по классам и материал по параллелям. Полученные данные помогают принимать правильные решения, оценивать работу классных руководителей, учителей.

Кроме того, эти результаты дают нам возможность высчитать и уровень успешности, который постоянно отслеживается в гимназии. Успешность – это соотношение результатов учебной деятельности и уровня интеллекта ученика. Сотрудниками МОУ гимназии №1 была выведена (на основе исследовательской и экспериментальной работы) формула успешности:

Где У – успешность, средний балл за определенные период (четверть, год, контрольная работа), В – возрастной коэффициент, - уровень интеллекта конкретного объекта. За основу принята цифра 100, которая показывает реализацию учеником своих возможностей. Если цифра ниже 100, это означает, что ученик не полностью себя реализовал. Выше – путем старания достиг большего результата или ему, наоборот, завысили оценку. Дополнительно вводится возрастной коэффициент. Он подразумевает, что на протяжении времени качественные результаты учащихся будут уменьшаться. Он позволяет уравнять успешность всех учеников, а также успешность классов. Он определяется по общим результатам успеваемости на протяжении нескольких лет и суммированию интеллекта учащихся данного возраста и выводится по формуле:

Где В – возрастной коэффициент, - средний балл уровня интеллекта учащихся одной возрастной группы, - результаты учебной деятельности (в среднем балле) на протяжении 3-х последних лет. По гимназии этот возрастной коэффициент высчитан.

Таким образом, мы имеем возможность анализировать реализацию потенциальных возможностей ученика, класса. Рассмотрим 3 наиболее ярких примера.

Успешность - 93%. О чем это говорит? В данном случае ученик реализует свои возможности не в полной мере. Причиной этому могут быть и недостаточно сформированная мотивация, влияние группы, занижение оценок педагогами и др. Успешность - 120%. У этого ученика оценивание не соответствует его возможностям, оно явно выше. Здесь можно выделить следующую группу причин: завышенные требования родителей, усидчивость, хорошая механическая память (которая позволяет «зубрить» материал, а не понимать его), завышение оценок педагогами. У столь высоких показателей есть и обратная сторона, это возможное получение более низкого балла на экзаменах. Показатель 100% успешности оптимален. Хотя такой результат может быть как у троечника, так и у отличника. «Какова специфика таких проблем и что является причиной такой не успешности?» - эти вопросы ставит перед собой администрация.

Необходимо отметить, что обработка полученных результатов диагностики, расчет формулы успешности, вычисление среднего по позициям требует большого количества времени. Поэтому данную работу мы проделываем с помощью информационно – аналитической службы

Много вопросов возникает в гимназии при комплектовании профильных классов. Данный материал является также хорошим подспорьем, позволяет грамотно аргументировать необходимость или возможность обучения ребенка в том или ином профиле, посмотреть предполагаемую возможность обучения ребенка в том или ином направлении. Позволяет, особенно у учащихся старших классов, выявить структуру профессиональных задатков и дать надежные рекомендации по выбору будущей сферы деятельности, в которой индивид сможет достичь максимального успеха. (Надежность рекомендаций была многократно проверена автором вышеупомянутой методики, с 1990 года было обследовано более 5000 старшеклассников и прослежена дальнейшая судьба многих из них).

При комплектовании профильных классов и прогнозировании успешности в данном профиле, этот анализ обязательно учитывается. Мы выделяем способности к гуманитарным, общественным, естественным, физико-математическим наукам, педагогической, управленческой деятельности, а также ряд специальных профессиональных способностей. Например, для успешного овладения общественными науками (история, философия, социология, культурология, юриспруденция, психология, политология) на хорошем уровне должна быть осведомленность, интуитивное понятийное мышление, а также желательно образный синтез и абстрактное мышление. Для успешного овладения такой наукой, как экономика, необходимо иметь на хорошем уровне интуитивное понятийное мышление и математическую интуицию и т.д.

Один из важных моментов в работе с полученными данными является предоставление учителям – предметникам блока рекомендаций по работе с конкретным классом, ориентир на имеющиеся способности, рекомендации по развитию, применению и подбору оптимальных способов и методов работы. Так, например, в классе, где низкий уровень развития интуитивного мышления, т.е. учащиеся не умеют выделять главное, внутреннюю структуру текста, следует как можно чаще использовать на уроке короткие тексты, учить детей их анализировать, выделять смысл каждого абзаца, пересказывать своими словами.

Результаты проделанной работы, безусловно, важны. Изучение интеллектуальных и личностных особенностей, влияющих на обучение, является неотъемлемой частью анализа качества знаний учащихся.

Но основным здесь, все-таки, является не изучение и не анализ, а работа с этим анализом. И в эту деятельность должны быть вовлечены все участники образовательного процесса.

Главная роль отведена классному руководителю, который получает информацию о результатах диагностики на индивидуальных консультациях от сотрудников психолого-педагогической службы. Именно классный руководитель, как правило, обладает огромным объемом достоверной информации о каждом своем ученике, его семье, имеющихся затруднениях и сложностях, знает все, так называемые подводные течения. Дополняя свои знания рекомендациями психологической службы по работе с классным коллективом, тем самым выходит на новый качественный уровень профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что эти индивидуальные консультации строго контролируются администрацией. Классный руководитель же, в преломлении своего опыта и наблюдения дает полную информацию и рекомендательный материал о классе учителям – предметникам. Необходимо отметить, что на каждой кафедре ведется работа по разработке приемов и методов развития тех или иных операций в зависимости от преподаваемого предмета.

Ценность данного исследования для учителей состоит в том, что она дает уже готовые рекомендации по работе с детьми конкретного класса. Позволяет выбрать педагогу наиболее эффективные методы формирования необходимых компонентов мышления и коррекции учебных проблем. Использование рекомендуемых приемов также контролируется администрацией.

Работая с учеником, помимо традиционных консультаций и получения индивидуальных рекомендаций, планируется проведение занятий с группой учащихся по определенной проблеме в рамках классного часа (проведение, как психологами, так и классными руководителями). Это занятия с элементами тренинга или развивающего характера (например, на снижение тревожности или упражнения на улучшения свойств памяти). Большинство учеников, имея затруднения личностного плана, не имеют возможности осознать и понять свое состояние, поделиться внутренними переживаниями, спросить совета. Мы можем сказать, что дети с большим интересом получают информацию о себе, более того такие беседы побуждают ребенка делится своими переживаниями и учиться искать пути решения.

Мы просмотрели, каким образом выстраивается работа с учащимися, работа классных руководителей и учителей – предметников. И нельзя упускать из вида большой блок работы с родителями учащихся. Они также получают эту информацию в виде индивидуальных консультирований для выводов и помощи в определении дальнейшего пути своего ребенка. Каждому из нас, очевидно, что индивидуальная беседа – это наиболее эффективная форма работы с родителем, так как причину неуспешности, каких-либо проблем ребенка родитель комментирует со своей точки зрения, и мы имеем возможность получить «обратную связь», лучше узнаем позицию воспитания, совместно искать возможные варианты решения возникших затруднений. При наличии проблем общей тематики планируется проведение групповых консультаций.

В заключении хотелось бы напомнить, что в данный вид деятельности, а именно, изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, включены все участники образовательного процесса. Основной целью нашей работы является не наблюдательная функция, не констатация данных, а практическая деятельность по оптимизации механизмов личности ребенка, исправлению имеющихся у него проблем.

ЛИТЕРАТУРА

  • Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М, 1994.
  • Иванова А.И. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М, 1976.
  • Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб.: ИМАТОН, 2007.
  • Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб.: ИМАТОН, 2007.
  • Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб, 2005.

Изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся (Из опыта работы педагога-психолога МОУ гимназии №1 Пономаревой Я.В.)

В условиях формирующейся новой образовательной среды происходит провозглашение приоритета личности учащегося. Выдвигается на первый план не только традиционные задачи повышения качества образования, но и создание особых педагогических условий в школе для комплексного решения проблем адаптации учащегося в окружающем социуме.

Опираясь на основные ориентиры, обозначенные в программе развития образования города Липецка, деятельность нашей гимназии, как и многих других школ, выстраивается на создании оптимальных условий для развития личности учащегося.

Основной задачей психолого-педагогической службы МОУ гимназии №1 является организация деятельности, направленной на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, максимальному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка.

Основная нагрузка в процессе учебы приходится на интеллектуальную сферу. Интеллект- это сложившаяся прижизненно система умственных операций, которая «вписана» в личность и соответствует ее особенностям.

Интеллектуальные операции являются решающими в жизни школьника. В период обучения учащийся либо подтверждает и закрепляет свои успехи, либо происходит снижение успеваемости и мотивации.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы ввести учащегося в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы ее воспринять, воспринять внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать, во-первых, понятийным мышлением, и, во-вторых, владеть соответствующими частными интеллектуальными операциями. Если это условие соблюдается, учащийся легко понимает то, что учитель объясняет ему на уроках.

При возникающих трудностях в обучении (а речь идет, как о явных, так и завуалированных трудностях, когда ученик за счет своей усидчивости и отличной памяти показывает хорошие результаты), необходимо быстрое реагирование всех участников образовательного процесса в оказании помощи, т. называемой точечной коррекции.

Естественно, мы не забываем, что живет и обучается в школе не интеллект, а целостная личность. Эффективная помощь ученику возможна лишь тогда, когда имеется информация о его работоспособности, эмоционально-волевых, коммуникативных качествах, мотивационных установок. Личностные особенности либо представляют собой резерв, который можно использовать для оптимизации обучения и развития, либо содержат дополнительные трудности, которые необходимо учитывать и преодолевать при оказании учащемуся психологической помощи.

Таким образом, мы остановились на подробном изучении двух особенностей, непосредственно влияющих на общий уровень развития учащегося в целом и на способности к обучению в частности.

Это:

1. Интеллектуальные

2. Личностные особенности

Понятно, что интеллект является составляющей личности. Но этапы нашей работы выстраивались таким образом, что сначала мы рассматривали интеллектуальные способности, и, сочтя эту информацию неполной, расширили ее характерологическими особенностями.

В течение длительного периода (а точнее, с 2003 года) мы изучаем интеллектуальные особенности учащихся всех возрастных групп. Ведь для того, чтобы давать качественную оценку результатам учебной деятельности, необходимо обращать внимание на зависимость успеваемости учащегося от его интеллектуального развития.

При определении интеллектуального развития мы используем тест структуры интеллекта Амтхауэра, входящий в диагностический комплекс методики Л.А.Ясюковой: «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» и «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников». Диагностика проводится в 2 академических часа. Каждому учащемуся предоставляется тестовый материал и бланк, на котором он отвечает.

Нами рассматриваются следующие мыслительные операции:

  • Интуитивное понятийное мышление
  • Понятийное логическое мышление
  • Понятийная категоризация
  • Математическая интуиция
  • Абстрактное мышление
  • Образный синтез
  • Пространственное мышление
  • Оперативная логическая память
  • Осведомленность

Многие учащиеся, в том числе и учащиеся с хорошими способностями испытывают трудности в личностном плане, что в свою очередь сказывается на качестве знаний. Т.е. происходит реальное несоответствие возможностей и их реализации. Во - многом, причиной этому является личностный фактор.

Например, ребенок с повышенным уровнем тревожности испытывает большие трудности в обучении. Ему трудно отвечать у доски, говорить громко и четко, он не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Мы понимаем, что все эти факторы не могут не оказать своего влияния на учебный процесс.

В связи с этим, мы пришли к выводу о необходимости рассмотрения и личностных качеств, влияющих на обучение. В этом блоке выделены следующие личностные особенности:

1. исполнительность

2. волевой самоконтроль

3. самокритичность

4. самостоятельность

5. активность

6. тревожность

7. эмоциональность

8. активность в общении

9. потребность в общении

10. психическое напряжение

Как в изучении интеллектуальных позиций, так и в изучении личностных факторов, работа проходила 3 этапа:

1. Диагностика

2. Анализ результатов диагностики.

3. Коррекционные мероприятия для участников образовательного процесса.

При диагностике личностных особенностей мы использовали личностный опросник Кетелла, который также входит в диагностический комплекс методики Л.А.Ясюковой: «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» и «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение». Диагностика проводится в течение 1 академического часа

Анализ результатов (в той или иной степени, поскольку информация является персонифицированной) предоставляется всем участникам образовательного процесса. Учащиеся получают эту информацию в индивидуальном консультировании. Результаты диагностики дают возможность им лучше узнать себя, понять свои сильные и слабые стороны, заняться самосовершенствованием, выявить причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, получить рекомендации по их преодолению и улучшению успеваемости

Анализ результатов класса необходим классным руководителям и учителям-предметникам для продуктивной работы на уроке.

Для администрации гимназии предоставляется материал по классам и материал по параллелям. Полученные данные помогают принимать правильные решения, оценивать работу классных руководителей, учителей.

Кроме того, эти результаты дают нам возможность высчитать и уровень успешности, который постоянно отслеживается в гимназии. Успешность – это соотношение результатов учебной деятельности и уровня интеллекта ученика. Сотрудниками МОУ гимназии №1 была выведена (на основе исследовательской и экспериментальной работы) формула успешности:

Где У – успешность, средний балл за определенные период (четверть, год, контрольная работа), В – возрастной коэффициент, - уровень интеллекта конкретного объекта. За основу принята цифра 100, которая показывает реализацию учеником своих возможностей. Если цифра ниже 100, это означает, что ученик не полностью себя реализовал. Выше – путем старания достиг большего результата или ему, наоборот, завысили оценку. Дополнительно вводится возрастной коэффициент. Он подразумевает, что на протяжении времени качественные результаты учащихся будут уменьшаться. Он позволяет уравнять успешность всех учеников, а также успешность классов. Он определяется по общим результатам успеваемости на протяжении нескольких лет и суммированию интеллекта учащихся данного возраста и выводится по формуле:

Где В – возрастной коэффициент, - средний балл уровня интеллекта учащихся одной возрастной группы, - результаты учебной деятельности (в среднем балле) на протяжении 3-х последних лет. По гимназии этот возрастной коэффициент высчитан.

Таким образом, мы имеем возможность анализировать реализацию потенциальных возможностей ученика, класса. Рассмотрим 3 наиболее ярких примера.

Успешность - 93%. О чем это говорит? В данном случае ученик реализует свои возможности не в полной мере. Причиной этому могут быть и недостаточно сформированная мотивация, влияние группы, занижение оценок педагогами и др. Успешность - 120%. У этого ученика оценивание не соответствует его возможностям, оно явно выше. Здесь можно выделить следующую группу причин: завышенные требования родителей, усидчивость, хорошая механическая память (которая позволяет «зубрить» материал, а не понимать его), завышение оценок педагогами. У столь высоких показателей есть и обратная сторона, это возможное получение более низкого балла на экзаменах. Показатель 100% успешности оптимален. Хотя такой результат может быть как у троечника, так и у отличника. «Какова специфика таких проблем и что является причиной такой не успешности?» - эти вопросы ставит перед собой администрация.

Необходимо отметить, что обработка полученных результатов диагностики, расчет формулы успешности, вычисление среднего по позициям требует большого количества времени. Поэтому данную работу мы проделываем с помощью информационно – аналитической службы

Много вопросов возникает в гимназии при комплектовании профильных классов. Данный материал является также хорошим подспорьем, позволяет грамотно аргументировать необходимость или возможность обучения ребенка в том или ином профиле, посмотреть предполагаемую возможность обучения ребенка в том или ином направлении. Позволяет, особенно у учащихся старших классов, выявить структуру профессиональных задатков и дать надежные рекомендации по выбору будущей сферы деятельности, в которой индивид сможет достичь максимального успеха. (Надежность рекомендаций была многократно проверена автором вышеупомянутой методики, с 1990 года было обследовано более 5000 старшеклассников и прослежена дальнейшая судьба многих из них).

При комплектовании профильных классов и прогнозировании успешности в данном профиле, этот анализ обязательно учитывается. Мы выделяем способности к гуманитарным, общественным, естественным, физико-математическим наукам, педагогической, управленческой деятельности, а также ряд специальных профессиональных способностей. Например, для успешного овладения общественными науками (история, философия, социология, культурология, юриспруденция, психология, политология) на хорошем уровне должна быть осведомленность, интуитивное понятийное мышление, а также желательно образный синтез и абстрактное мышление. Для успешного овладения такой наукой, как экономика, необходимо иметь на хорошем уровне интуитивное понятийное мышление и математическую интуицию и т.д.

Один из важных моментов в работе с полученными данными является предоставление учителям – предметникам блока рекомендаций по работе с конкретным классом, ориентир на имеющиеся способности, рекомендации по развитию, применению и подбору оптимальных способов и методов работы. Так, например, в классе, где низкий уровень развития интуитивного мышления, т.е. учащиеся не умеют выделять главное, внутреннюю структуру текста, следует как можно чаще использовать на уроке короткие тексты, учить детей их анализировать, выделять смысл каждого абзаца, пересказывать своими словами.

Результаты проделанной работы, безусловно, важны. Изучение интеллектуальных и личностных особенностей, влияющих на обучение, является неотъемлемой частью анализа качества знаний учащихся.

Но основным здесь, все-таки, является не изучение и не анализ, а работа с этим анализом. И в эту деятельность должны быть вовлечены все участники образовательного процесса.

Главная роль отведена классному руководителю, который получает информацию о результатах диагностики на индивидуальных консультациях от сотрудников психолого-педагогической службы. Именно классный руководитель, как правило, обладает огромным объемом достоверной информации о каждом своем ученике, его семье, имеющихся затруднениях и сложностях, знает все, так называемые подводные течения. Дополняя свои знания рекомендациями психологической службы по работе с классным коллективом, тем самым выходит на новый качественный уровень профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что эти индивидуальные консультации строго контролируются администрацией. Классный руководитель же, в преломлении своего опыта и наблюдения дает полную информацию и рекомендательный материал о классе учителям – предметникам. Необходимо отметить, что на каждой кафедре ведется работа по разработке приемов и методов развития тех или иных операций в зависимости от преподаваемого предмета.

Ценность данного исследования для учителей состоит в том, что она дает уже готовые рекомендации по работе с детьми конкретного класса. Позволяет выбрать педагогу наиболее эффективные методы формирования необходимых компонентов мышления и коррекции учебных проблем. Использование рекомендуемых приемов также контролируется администрацией.

Работая с учеником, помимо традиционных консультаций и получения индивидуальных рекомендаций, планируется проведение занятий с группой учащихся по определенной проблеме в рамках классного часа (проведение, как психологами, так и классными руководителями). Это занятия с элементами тренинга или развивающего характера (например, на снижение тревожности или упражнения на улучшения свойств памяти). Большинство учеников, имея затруднения личностного плана, не имеют возможности осознать и понять свое состояние, поделиться внутренними переживаниями, спросить совета. Мы можем сказать, что дети с большим интересом получают информацию о себе, более того такие беседы побуждают ребенка делится своими переживаниями и учиться искать пути решения.

Мы просмотрели, каким образом выстраивается работа с учащимися, работа классных руководителей и учителей – предметников. И нельзя упускать из вида большой блок работы с родителями учащихся. Они также получают эту информацию в виде индивидуальных консультирований для выводов и помощи в определении дальнейшего пути своего ребенка. Каждому из нас, очевидно, что индивидуальная беседа – это наиболее эффективная форма работы с родителем, так как причину неуспешности, каких-либо проблем ребенка родитель комментирует со своей точки зрения, и мы имеем возможность получить «обратную связь», лучше узнаем позицию воспитания, совместно искать возможные варианты решения возникших затруднений. При наличии проблем общей тематики планируется проведение групповых консультаций.

В заключении хотелось бы напомнить, что в данный вид деятельности, а именно, изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, включены все участники образовательного процесса. Основной целью нашей работы является не наблюдательная функция, не констатация данных, а практическая деятельность по оптимизации механизмов личности ребенка, исправлению имеющихся у него проблем.

ЛИТЕРАТУРА

  • Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М, 1994.
  • Иванова А.И. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М, 1976.
  • Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб.: ИМАТОН, 2007.
  • Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб.: ИМАТОН, 2007.
  • Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб, 2005.
Скачать конспект

Сообщить об ошибке