Содержание
-
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богородская средняя общеобразовательная школа»
Инструктивные карточки лабораторных работ по биологии для 5 класса под редакцией В. В. Пасечника. Учитель биологии Сагина Н. В.
-
Лабораторная работа № 1.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.Цель:изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.
Ход работы. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений. 1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение? 2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения? 3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
-
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. 2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом. Порядок работы с микроскопом. 1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет. 2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. 3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата. 4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета. 5.После работы микроскоп уберите в футляр. Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
-
Лабораторная работа № 2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Ход работы. 1.Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука. 2.Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 3.Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло. 4.При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы. 5.Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. 6.Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите. 7.Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор. 8.Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли? 9.Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету). 10.Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
-
Лабораторная работа № 3.Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника
Ход работы. 1.Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом. 2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты. 3.Зарисуйте строение клетки листа элодеи. 4.Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид. 5.Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?
-
Лабораторная работа № 4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеиЦель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.
Ход работы. 1.Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты. 2.Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы. 3.Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы. 4.Сформулируйте вывод.
-
Лабораторная работа № 5.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.
Ход работы. 1.Настройте микроскоп. 2.Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей. 3.Отметьте особенности строения их клеток. 4.Прочтите П. 10. 5.По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.
-
Лабораторная работа № 6.Строение плодовых тел шляпочных грибов.Цель: рассмотреть плодовые тела шляпочных грибов.Оборудование:муляжи шляпочных грибов.
Ход работы. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. Зарисуйте строение гриба и подпишите названия его основных частей.
-
Лабораторная работа № 7.Строение плесневого гриба мукора.Цель: вырастить плесневый гриб мукор, изучить его строение.Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.Условия проведения опыта: тепло, влажность.
Ход работы. Плесневый гриб мукор. 1.Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами. 2.Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора. 3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры. 4.Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей. 5.На основе проведённых исследований сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукора.
-
Ход работы. Строение дрожжей. 1.Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. 2.Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки. 3.Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей. 4.На основе проведенных исследований сформулируйте вывод об особенностях строения дрожжей. Лабораторная работа № 8.Строение дрожжей.Цель: выраститьдрожжи, изучить их строение.Оборудование:микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко.Условия проведения опыта: тепло, влажность.
-
Лабораторная работа № 9.Строение зеленых водорослей.Цель: изучить строение зеленых водорослейОборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.
Ход работы. 1.Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом. 2.Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы). 3.Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении. 4.Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора. 5.Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника. 6.Сформулируйте вывод.
-
Лабораторная работа № 10.Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща.Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.
Ход работы. СТРОЕНИЕ МХА. 1.Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья. 2.Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его. 3.Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения. 4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения. 5.Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов? 6.Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие? 7.Запишите свои ответы на вопросы.
-
СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА 1.С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария. 2.Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща? 3.Зарисуйте побеги хвоща. СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА 1.Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай. 2.Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника? 3.Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия. 4.Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям? Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща
-
Лабораторная работа № 11.Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных.Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.
Ход работы. 1.Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску. 2.Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка. Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…………………….Ель Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны………………………………Пихта Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму………………………………..Лиственница
-
3.Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу. 4.Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.