Содержание
-
Организация проектной деятельности в начальной школе
Учитель начальных классов шк. №8 г. Когалым, Довбня Светлана Владимировна.
-
- Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
- Проблема заключается в том, что технология проектной деятельности не проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.
-
ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),
1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.2) Предварительный текст какого-либо документа 3) Замысел, план.
Проект– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
-
Базовые технологии стандартов второго поколения
- Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
- Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности
- Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
-
Проектирование и отборучебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
- соревнования – командные и индивидуальные;
- сюжетные – «поиск сокровищ» …
- ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
-
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:
- «Пишем книгу»;
- «Готовим праздник»
- «Делаем подарки»
- «Сообщаем вам …»
- …
-
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
- эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
- маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
- проведение мини-исследований
- описание и оценка
-
Ежедневно используемые учебные ситуации:
- Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение
- Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение
- Окружающий мир: Дневник наблюдений
-
Метод проектов
- Метод проектовСовокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
-
Для чего нам нужен метод проектов?
- научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
- научить предвидеть минипроблемы;
- сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
- получить навыки обработки информации;
- сформировать навыки проведения исследований;
- сформировать навыки работы и делового общения в группе;
- сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
-
Требования к проекту
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Поиск информации.
- Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт.
- Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
-
Виды презентаций проектов
- Демонстрация (диафильма, видеофильма, альбома, картины и т.д.)
- Игра (деловая, с залом, спортивная, ролевая)
- Защита.
- Доклад
- Отчет
- Пресс-конференция
- Реклама
- Спектакль
- Экскурсия
-
Схема работы учителя-руководителя проекта
1.Для успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю нужно продумать:
- учебные цели, которые будет преследовать проект;
- число участников проекта;
- тип проекта;
- сроки выполнения;
- все возможные источники информации;
- уровень и место защиты проекта.
2.Своевременно консультировать учащихся во время работы над проектом.
3. Участвовать в оценке результата проекта.
-
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
-
Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как
- самостоятельность,
- целеустремлённость,
- ответственность,
- инициативность,
- настойчивость,
- толерантность
-
Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;
- владение коммуникативными навыками, толерантностью;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
-
- Я хочу привести пример использования проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» и представляю конспект урока: «Солнечная система и её объекты», урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Целью данного урока является формирование знаний об элементах солнечной системы и применение их посредством проектной деятельности. Конечным результатом деятельности учащихся на уроке является дидактическая игра «Помоги жителям разных планет отправиться домой».В данной работе принимают участие все ученики класса. Работа проходит в группах. Каждому найдется задание по способностям и возможностям.
-
Конспект урока
Цель урока:1. Закрепить знания об объектах солнечной системы.Задачи образовательные: 1. Учить детей работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.Развивающие:1. Развивать коммуникативные умения учащихся.2. Развивать творческие способности.Воспитательные:1. Повышать интерес к учебному процессу.2. Воспитывать ответственность за порученное дело.
Орг. момент:
Проверка домашнего задания: Ее можно провести в виде фронтального опроса (дети с помощью дополнительной литературы готовили сообщения о планетах), что интересного узнали о планете, что запомнилось?
Проектная деятельность:
1 этап: Погружение в проект.
Учитель: - Все вы любите играть в игры, с появлением компьютеров игры стали более разнообразными: можно отправиться в прошлое, а можно в глубины океана. От космических спасателей пришло письмо-обращение к школьникам планеты Земля. В нём говорится, что космические пираты захватили инопланетный корабль, на котором находились представители разных планет. Пленников освободили спасатели, но они ничего не помнят о себе и своей планете. Чтобы отправить освобождённых на их родную планету, нужны сведения о планетах и о том, как предположительно должны выглядеть её жители. Вы согласны помочь освобождённым пленникам? Мы придумаем игру «Помоги жителям разных планет отправиться домой».
Задачи:
1. Вспомнить отличительные черты каждой планеты солнечной системы.2. Составить таблицу, используя соответствующие знания.3. Приготовиться к выступлению.
-
2 этап: Организация деятельности:Учитель распределяет учеников на группы.Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты.
После заполнения таблицы, приготовиться к выступлению.
В каждой группе дети распределяют роли сами: кто рисует, кто записывает, кто выступает.
3 этап: Осуществление деятельности.Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. Добывают недостающие знания из учебника и приготовленной дополнительной литературы. Подготавливаются к выступлению.Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, выступают по своей теме. Каждая группа вывешивает свою таблицу со сведениями о планетах на одной стороне доски, а картинку с жителем планеты и его названием с другой стороны.
4 этап: Продукт проектной деятельности.Продуктом в данной работе является коллективная игра.Правила игры: «Мы летим на космическом корабле в космическом пространстве. В одном из сражений с космическими пиратами, мы освободили пленных жителей разных планет. Жителей нужно отправить домой на их планеты. Определите по внешнему виду, на какой планете живет данное существо.Учащиеся с увлечением рассматривают картинки собственного производства. По отличительным чертам каждого жителя дети определяют, на какую планету его отправить. Итог урока:Какие знания и умения вам пригодились на сегодняшнем уроке?
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.