Содержание
-
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе.Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»
-
-
Задания для диагностики и формирования познавательныхуниверсальных учебных действий:
- «найди отличия»
- «на что похоже?»
- поиск лишнего
- «лабиринты»
- «логические цепочки»
- хитроумные решения
- составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта
- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
- составление и распознавание диаграмм
- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета)
-
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Формирование познавательных УУДов на разных этапах урока
-
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
1. Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите на слайд. К этимпроцессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?
Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
УУД: самостоятельнопредполагают какаяинформация нужна длярешения предметнойучебной задачи.
-
2. Формулирование темы урока, постановка цели
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете.
Что же это за существа?
Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
-
3. Изучение нового материала
Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий?
Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников
-
Выполните задание:
Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты.
Распределите их по следующим колонкам:
А) прокариоты:
Б) эукариоты:
Организмы:
- роза
- кошка
- кактус
- шампиньон
- стрептококк
- дождевой червь
- палочка Коха
-
Формы бактериальных клеток
На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).
Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер
\ /
--- Бактерии ---
/ \
УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму
-
Размножение бактерий
В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий
В 1 г воды – 6 тысяч бактерий
Почему их так много?
Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий
УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений
-
Питание бактерий
Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
Задание:
Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических?
Откуда получают органические вещества остальные бактерии?
Как называются эти бактерии?
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
-
Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях
В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.
Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний
-
4. Закрепление нового
УУД: структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
-
5. Контролирующее задание
- Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
- Бактерии называют микроорганизмами, потому что…
- Бактерии, имеющие округлую форму называются…
- Клетки, в которых отсутствует ядро…
- Бактерии размножаются путем…
- Бациллами называют бактерии, у которых…
- Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических…
УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
-
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:
Термины:
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) сапротрофы
Г) паразиты
Д) цианобактерии
Е) аэробы
Ж) анаэробы
З) прокариоты
И) эукариоты
К) фотосинтез
Понятия:
1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро
2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород
3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро
4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ
5) Бактерии, способные к фотосинтезу
6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.
7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества
8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.
9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред
10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.
-
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Работа в парах
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я…
2) Больше всего мне понравилось…
3) Самым интересным сегодня на уроке было…
4) Самым сложным для меня сегодня было…
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял…
7) Сегодня я научился…
8) Сегодня я задумался….
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий
«Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.