Содержание
-
Основные формы делового общения
Лекция 5
- Деловое общение
- 351200 «Налоги и налогообложение»
- 020200 «Политология»
- 350700 «Реклама»
Институт Сервиса, моды и дизайна; кафедра Сервиса и моды Слесарчук Ирина Анатольевна
-
- Материал для восстановления знаний
- Особенности форм деловой коммуникации
2
-
Материал для восстановления знаний
Формы делового общения
3
- Деловой разговор
контакт людей в устной форме, касающийся деловой деятельности и ее различных аспектов: производственного, творческого и иных направлений
не обязательно должен осуществляться посредством личного общения, могут применяться и технические средства, например телефон, Интернет, видеотехника
- Деловая беседа
рассмотрение в течение более длительного периода времени каких-либо проблем, которые определены заранее возможна только при непосредственном контакте ее участников
- Деловая переписка
служебное послание в виде официального документа, а также в форме запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов на них
- Деловое совещание
дискуссия с целью разрешения организационных задач, включающая в себя сбор и анализ информации, а также принятие решений
- Деловые переговоры
деловое общение с целью устранения противоречий между собеседниками и выработки общего решения
- Публичное выступление
непосредственное речевое воздействие выступающего на аудиторию
- Устные и письменные распоряжения
- Информирование сотрудников
-
План лекции
4
1. Деловая беседа
1.1. Структурная организация деловой беседы
1.2. Характеристика этапов проведения деловых бесед.
2. Деловые переговоры
3.1. Характеристика стадий и этапов деловых переговоров
3.2. Тактика и порядок проведения переговоров.
3.3. Национальные стили ведения переговоров.
3. Деловое совещание
3.1. Классификация деловых совещаний
3.2. Правила проведения деловых совещаний
-
Деловая беседа
1 вопрос
-
Понятие деловой беседы
6
Деловая беседа — одна из основных форм делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению определенных профессиональных задач.
Функции деловой беседы:
- Поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;
- Обмен информацией;
- Контроль над начатыми мероприятиями;
- Взаимное общение работников из одной деловой среды;
- Поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
- Поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.
-
Структурная организация деловой беседы
7
-
Подготовка к деловой беседе
8
- Составление плана с установлением основных задач;
- Поиск подходящих путей для их решения;
- Анализ внешних и внутренних возможностей осуществления плана;
- Прогноз возможного исхода беседы;
- Сбор необходимой информации о будущем собеседнике;
- Отбор наиболее веских аргументов для защиты своей позиции;
- Выбор наиболее подходящей стратегии и тактики общения (давление, убеждение, манипуляция, просьбы о помощи и т.д.);
- Установление места и времени встречи
-
Задачи основных этапов деловой беседы
9
- Проведение беседы
- Этап выхода из беседы
- Начальный этап
- Использование тактики постановки вопросов
- Эффективное слушание (рефлексивное и нерефлексивное)
- Своевременное и корректное завершение беседы
- Применение правил вербальной и невербальной обратной связи
- Создание благожелательной и доверительной обстановки
- Основной этап
- Установление контакта с собеседником, пробуждение его интереса
- Привлечение внимания к теме разговора
-
Самоубийственное начало деловой беседы
10
- неуверенность, обилие извинений: «Извините, если я вам помешал...»; «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...»;
- неуважение, пренебрежение к партнеру: «Давайте с вамибыстренько рассмотрим...», «Я случайно проходил мимои заскочил к вам ...»;
- фразы «нападения» («Что за безобразие творится? которые вынуждают собеседника занять oборонительную или агрессивную позицию
-
Основные приемы начала деловой беседы
11
-
Некоторые психологические приемы расположения к себе собеседника
12
-
Правила передачи информации
13
- Использовать язык собеседника
- Умение поставить себя на место собеседника
- Привести способ передачи информации в соответствие с мотивами и уровнем информированности собеседника, его профессиональной компетентности
- Стремиться перейти от монолога к диалогу, дать возможность собеседнику продемонстрировать его знания, комбинировать виды вопросов (закрытых, открытых, риторических, вопросов на размышление, переломных)
- Наблюдать за реакциями собеседника, особенно невербальными (жестами, мимикой), и соответственно гибко менять поведение (скорость, сложность изложения информации и т.п.
-
Требования к содержанию речи при передаче информации
14
- Профессионализм
- Ясность
- Наглядность
- Повторение основных положений и мыслей
- Элемент внезапности
- Разумный объем информации
- Определенная доля юмора
- Постоянная направленность на реализацию основных задач беседы
- Гибкость ритма беседы и изложения
-
Основные методы аргументации, основанные на логических доказательствах
15
-
Спекулятивные техники аргументации
16
- Преувеличение
- Использование авторитета
- Дискредитация партнера
- Изоляция
- Изменение направления
- Введение в заблуждение
- Отсрочки
- Апелляция
- Вопросы-капканы
- Искажение
-
Основные положения тактики аргументирования
17
- Применение аргументов
- Выбор способа аргументирования
- Устранение противоречий
- Стимулирование аппетита
- Двусторонняя аргументация
- Очередность преимуществ и недостатков
- Персонификация аргументации
-
Используемые фразы при аргументации
18
-
Правила опровержения замечаний собеседника
19
- Выслушивайте сразу несколько возражений
- Не спешите с ответом, пока не поймете суть возражения
- Выясните, действительно ли возражения вызваны разными точками зрения, или вы сами неточно сформулировали суть вопроса
- Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед необходимостью выбора между двумя вариантами ответа
-
Выбор приема нейтрализации замечаний исходя из позиции межличностного взаимодействия
20
-
Приемы ускорения принятия решения
21
-
Приемы корректного завершения беседы
22
- Поблагодарите собеседника за приятную встречу
- Извиняясь, корректно сообщите, что вас ждут неотложные дела
- Встаньте, пожмите собеседнику руку, попрощайтесь с ним, проводив его до двери
- Прием «спасение от назойливого посетителя»
- Вариации с телефоном
-
Деловые переговоры
2 вопрос
-
Понятие деловых переговоров
24
Деловые переговоры —форма делового общения между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций (учреждений, фирм и т.д.) для установления деловых отношений, заключения договоров, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению.
Отличительные черты:
- Имеют более официальный, конкретный характер по сравнению с деловой беседой
- Предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т.д.)
- Предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов
-
Характеристика стадий и этапов переговоров
25
-
Установление контакта между сторонами
26
- Устанавливается контакт по телефону, факсу, электронной почте;
- Высказывается желание вступить в переговоры и скоординировать подходы к проблеме;
- Устанавливаются отношения, для которых характерны взаимное согласие, доверие, уважение, развивается переговорное взаимодействие;
- Договариваются об обязательности процедуры переговоров;
- Договариваются о включении во взаимодействие всех заинтересованных сторон.
-
Сбор и анализ необходимой для переговоров информации
27
- Выявляются, собираются и анализируются соответствующие сведения о людях и существе дела, имеющие отношение к предмету переговоров;
- Проверяется точность данных;
- Минимизируется вероятность негативного влияния недостоверных или недоступных данных;
- Выявляются основные интересы всех участвующих в переговорах сторон.
-
Разработка плана сторон переговоров
28
- Определяются стратегия и тактика, способные привести стороны к соглашению;
- Выявляется тактика, соответствующая ситуации и специфике спорных вопросов, подлежащих обсуждению
-
Формирование атмосферы взаимного доверия
29
- Ведется психологическая подготовка к участию в переговорах по основным спорным вопросам;
- Подготавливаются условия для восприятия и понимания информации и минимизируется эффект влияния стереотипов;
- Формируется атмосфера признания сторонами законности спорных вопросов;
- Создается обстановка доверия и эффективной коммуникации
-
Начало переговорного процесса
30
- Представляются участники переговоров с обеих сторон;
- Стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, разделять идеи, открыто предъявлять соображения, желание договориться в мирной обстановке;
- Выстраивается генеральная линия поведения;
- Выясняются взаимные ожидания от переговоров;
- Формируются позиции сторон.
-
Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня
31
- Определяется область переговоров, имеющая отношение к интересам сторон;
- Выявляются и формулируются спорные вопросы, подлежащие обсуждению;
- Стороны стремятся к выработке соглашения по спорным вопросам;
- Обсуждение начинается с таких спорных вопросов, разногласия по которым менее серьезны, а вероятность соглашения достаточно высокая;
- Используются приемы активного слушания спорных вопросов с получением дополнительной информации.
-
Раскрытие глубинных интересов сторон
32
Осуществляется изучение спорных вопросов по одному, а затем в комплексе, чтобы выявить интересы, потребности и принципиальные отношения переговоров участников переговоров;
Участники переговоров стараются принять чужие интересы как свои собственные.
-
Окончательное обсуждение вариантов решений
33
- Выбирается один из имеющихся вариантов; посредством уступок сторонами происходит движение сторон навстречу друг другу;
- Создается более совершенный вариант на основе выбранного;
- Формулируется окончательное решение;
- Стороны работают над процедурой достижения основного соглашения.
-
Выявление вариантов для соглашения
34
- Подробно рассматриваются интересы обеих сторон;
- Устанавливается связь между интересами и имеющимися вариантами решений проблемы;
- Оценивается эффективность выбираемых вариантов решений
-
Достижение формального согласия
35
- достигается согласие, которое может быть представлено в виде юридического документа (договора, контракта);
- обговариваются условия выполнения договора (контракта);
- разрабатываются возможные пути преодоления вероятных препятствий выполнению договора (контракта);
- предусматривается процедура контроля его выполнения;
- договоренности придается формализованный характер и разрабатываются механизмы принуждения и обязательств: гарантии выполнения, справедливость и беспристрастность контроля.
-
Стратегии ведения переговоров
36
-
Особенности позиционного торга
37
- участники переговоров стремятся к реализации собственных целей в максимально полном объеме, мало заботясь о том, насколько оппоненты будут удовлетворены итогами переговоров;
- переговоры ведутся на основе первоначально выдвинутых крайних позиций, которые стороны стремятся отстаивать;
- подчеркивается различие между сторонами, а сходство, даже если оно имеется, часто отвергается;
- действия участников направлены друг на друга, а не на решение проблемы;
- стороны стремятся скрыть или исказить информацию о своих истинных намерениях и целях;
- перспектива провала переговоров может подтолкнуть стороны к определенному сближению и попыткам выработать компромиссное соглашение, но совместные действия при этом носят вынужденный характер;
- в результате зачастую достигается соглашение, удовлетворяющее каждую из сторон в меньшей степени, чем это могло бы быть.
-
Недостатки позиционного торга
38
- приводит к неразумным соглашениям, которые в той или иной степени не отвечают интересам сторон;
- не эффективен, так как в ходе переговоров растет цена достижения договоренностей и затрачиваемое на них время, а также возрастает риск того, что соглашение вообще не будет достигнуто;
- угрожает продолжению отношений между участниками переговоров, так как они считают друг друга чуть ли не врагами, а борьба между ними ведет, как минимум, к нарастанию напряженности, если не к разрыву отношений;
- может усугубить ситуацию, если в переговорах принимает участие более двух сторон, и чем больше число сторон, вовлеченных в переговоры, тем серьезнее становятся недостатки, свойственные этой стратегии.
-
Характеристика подходов ведения переговоров
39
-
ГД – глава делегации
П – переводчик
Схема расположения делегаций за столом во время переговоров
40
ГД ГД П П
-
ГД – глава делегации
П – переводчик
Схема расположения делегаций за столом во время переговоров
41
- Члены делегаций (по рангам)
- Члены делегаций (по рангам)
- Члены делегаций (по рангам)
- Члены делегаций (по рангам)
-
Деловые совещания
3 вопрос
-
Понятие деловых совещаний
43
Деловые совещания — форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями; деятельность, связанная с принятием решений группой заинтересованных лиц.
Целесообразность решения проблем с помощью совещания:
- проблема является скорее сложной, чем простой, а вероятность того, что один человек обладает всей информацией, необходимой для решения, невелика;
- разумно разделение ответственности за решение этой проблемы;
- желательны также и потенциальные решения, а не только одно;
- полезна проверка различных взглядов;
- руководитель желает, чтобы подчиненные почувствовали себя частью демократического процесса, или хочет получить их доверие;
- членам группы необходимо получше узнать друг друга.
-
Условия эффективности деловых совещаний
44
- Обеспечение начала работы совещания в точно назначенное время, представление участников, объявление повестки дня и изложение предмета и цели совещания;
- Четкое и понятное всем присутствующим изложение выдвинутой на обсуждение проблемы, постановка вопросов, выделение основных моментов;
- Тщательная фиксация выступлений участников совещания, вскрывающих трудности и препятствия и показывающих пути их преодоления (побуждение участников к разбору данной проблемы и поискам путей её решения);
- Стремление к достижению цели совещания с позиции экономии времени;
- Корректное прерывание тех выступлений, которые повторяют в общих чертах уже изложенные факты, носят нерациональный, пространный, противоречивый и поверхностный характер или лишены конкретности;
- Периодические обобщения уже достигнутого, четкая формулировка задач, которые еще предстоит решить, немедленное выяснение всех недоразумений, возникающих между участниками совещания;
- Обобщение результатов в заключении совещания, определение вытекающих из него задач, указание лиц, ответственных за их исполнение, благодарность сотрудникам за участие в работе совещания
-
Этапы деловых совещаний
45
-
Подготовка к проведению совещания
46
- принятие решения о проведении совещания
- определение тематики, формирование повестки дня
- определение задач совещания и его общей продолжительности
- определение даты и времени начала
- определение состава участников
- определение примерного регламента работы
- подготовка доклада и проекта решения
- предварительная подготовка участников и помещения
-
Классификация деловых совещаний
47
- Деловые совещания
- Принадлежность к сфере общественной жизни
- Международные
Деловые административные или научные (научно-технические) семинары, симпозиумы, конференции, съезды, собрания и заседания политических, профсоюзных и других общественных организаций, объединенные совещания
- В расширенном составе (до 20 человек)
- В узком составе (до 5 человек)
- Масштаб привлечения участников
- Место проведения
- Областные
- Республиканские
- Отраслевые
- Региональные
- Внутренние
- Городские
- Местные
- Регулярные
- Постоянно действующие
- Районные
- Представительные (более 20 человек)
- Выездные
- По основной задаче
- Периодичность проведения
- Количество участников
- Оперативные
- Инструктивные
- Проблемные
-
Виды деловых совещаний
48
Инструктивные
- предполагают передачу распоряжений сверху вниз по схеме управления для их быстрейшего исполнения
- обсуждение путей и средств реализации решений
- ознакомление с управленческими документами
- может быть заменено доведением до исполнения решений в письменной форме
Проблемные
- посредством дискуссии нахождение оптимального решения управленческой, производственной, социальной и т.п. проблемы
- Оперативные (диспетчерские)
- получение информации снизу вверх (на совещании работники докладывают руководителю о состоянии дел на местах)
- руководитель в свою очередь пытается на основе полученной информации решать возникшие проблемы
-
Вопросы для самопроверки
49
- Дайте понятие деловой беседы и деловых переговоров. В чем их отличие?
- Какова структурная организация деловой беседы?
- Охарактеризуйте основные этапы деловой беседы.
- Какие Вы знаете стадии переговоров? Охарактеризуйте их основные этапы.
- Каковы основные стратегии ведения переговоров? В чем их преимущества и недостатки?
- Какой последовательности в деловых совещаниях необходимо придерживаться?
- Дайте классификацию деловых совещаний.
-
Рекомендуемая литература
50
Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение. - М.: Кнорус, 2010. – 440 с.
Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. — М: «Альфа-Пресс», 2007. — 456 с.
Семенов А. К., Маслова Е. Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 272 с.
Рева В.Е.. Деловое общение: Учебное пособие на электронном носителе. - Пенза, ПГУ, 2003.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Пер. с анг. А. Гореловой. — М.: Наука, 1992.— 158 с.
МицичП. Как проводить деловые беседы: Сокр. пер. с серб.-хорв. Изд.2, 1987. - 208 с.
-
51
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.