Содержание
-
Коммуникативная культура в деловом общении
Кашина Марина ВикторовнапсихологГБУ СОН СО «КЦСОН г. Каменска-Уральского»2013
-
Коммуникативная культура
- это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять их к желательному результату.
-
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
-
Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах.
-
Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.
-
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
-
Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.
-
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позёрство.
-
Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.
-
Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
-
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у следующих личностных качеств:
эмпатия- умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; умение сопереживать; доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других; аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
-
конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы; инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
-
непосредственность - умение говорить и действовать напрямую; открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;
-
принятие чувства - умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других; самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.
-
Человек начинает лучше понимать других,если познаёт следующие аспекты собственной личности:
собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы; свои перцептивные умения, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп; готовность воспринимать новое во внешней среде; свои возможности; свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.
-
Причиной неспособности к настоящим взаимоотношениям является то, что все люди находятся в своём собственном силовом поле, со своими эмоциями, своими теориями, своим прошлым опытом – и возникает противопоставление, которое не осознаётся. Во взаимоотношениях между двумя (или более) людьми важно не то, кто они есть, а то, способны ли они войти в поле взаимоотношений.
-
Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений: психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение; поддерживать общение, стимулировать активность партнера; психологически точно определять «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
-
прогнозировать реакции партнеров на собственные действия; психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника; формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению; преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; психологически и физически «соответствовать» собеседнику (конгруэнтное общение); адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
-
Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с её эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии её на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.
-
Основные показатели культуры речи в деловом общении:
словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы). чёткость произношения; грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учёта некоторых специфических отличий, в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами); стилистика(к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).
-
Особенности развития каждой личности, уникальность её внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддаётся развитию в процессе социально-психологического обучения.
-
Заключение
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
-
В ы в о д ы:
1. Этика делового общения - это учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров. 2. Основные принципы деловых отношений дают конкретному сотруднику в любой организации этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т. п. 3. Принципы этики деловых отношений служат основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы. 4. Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями её является стиль общения, функциональная грамотность. 5. Улыбка и доброжелательность являются лучшими составляющими эффективной коммуникации.
-
Важно
В С Е Г Д А В А Ж Н О! Чтобы общение было эффективным, необходимо отбросить требования, желания или ожидания чего-то от него, просто присутствуйте в ситуации общения с определённой любознательностью, как заинтересованное лицо. Смотрите на человека как бы в первый раз, смотрите на него любознательно. Когда вы смотрите любознательно, поле взаимоотношений расширяется.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.