Содержание
-
Тема 7. Управленческая этика и моральные требования в профессиональной деятельности руководителя (менеджера)
Лекция 13. Конфликты в деловом общении Деловое общение
351200 «Налоги и налогообложение» 020200 «Политология» 350700 «Реклама»
Институт Сервиса, моды и дизайна; кафедра Сервиса и моды
Слесарчук Ирина Анатольевна
-
План лекции
2
- Сущность и причины конфликтов
- Структура конфликтов
- Классификация конфликтов
- Динамика конфликтов
- Способы конструктивного разрешения конфликтов
-
Сущность и причины конфликтов
1 вопрос
-
Понятие конфликта
4
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
-
Классификация причин конфликтов
5
Причины конфликтов
- Общие
- Частные
- Индивидуально-психологические
- Социально-психологические
- Социально-демографические
- Социально-политические и экономические
- Нарушение трудового законодательства
- Неудовлетворенность условиями деятельности
- Нарушение служебной этики
- Неудовлетворительные комуникации
- Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей
-
Структура конфликта
2 вопрос
-
Структура конфликта
7
Основные элементы конфликта
- Участники конфликта
- Основные участники (оппоненты)
- Группа поддержки
- Другие участники
- Предмет конфликта — проблема, служащая основой конфликта
- Объект конфликта — причина, повод к конфликту
- Микро- и макросреда — условия, в которых находятся и действуют участники конфликта
-
Психологические составляющие конфликта
8
- Мотивы сторон — внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений)
- Позиции — система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках
- Информационные модели конфликта - восприятие конфликтной ситуации(отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия), в соответствии с которым оппоненты организуют свое поведение в конфликте
- Стратегии (способы) и тактики (приемы) конфликтного поведения
-
Классификация конфликтов
3 вопрос
-
Классификация конфликтов
10
Конфликты
Сфера проявления
- Реалистичные (предметные)
- экономические
- межгрупповые
- Степень длительности и напряженности
- Социальные последствия
Предмет конфликта
бурные, быстротекущие
- социально-бытовые
- личность-группа
- острые длительные
- семейно-бытовые
- идеологические
Субъекты конфликтного взаимодействия
- межличностные
- внутриличностные
- Слабовыраженные и вялотекущие
- Слабовыраженные и быстротекущие
- Нереалистичные (беспредметные)
- деструктивные
- конструктивные
-
Внутриличностный конфликт
11
Конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов)
- Особенности
необычность с точки зрения структуры конфликта (нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей)
специфичность форм протекания и проявления (сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом, неврозом)
латентность (не всегда легко обнаружить)
-
Формы проявления внутриличностных конфликтов
12
-
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
13
-
Межличностный конфликт
14
Противоборство двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов
- Особенности
противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас
проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями
-
Динамика конфликта
4 вопрос
-
Процесс обмена информацией как система с обратной связью
16
-
Основные формы завершения конфликта
17
-
Способы конструктивного разрешения конфликтов
5 вопрос
-
Условия и факторы разрешения конфликта
19
Условия Прекращение конфликтного взаимодействия
- Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения
- Снижение интенсивности негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту
- Перестать видеть в оппоненте врага, противника
- Уменьшение негативных эмоций противоположной стороны
- Объективное обсуждение проблемы
- Учет статусов (должностного положения) друг друга
- Выбор оптимальной стратегии разрешения
- Факторы
- Время
- Третья сторона
- Своевременность
- Равновесие сил
-
Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена
20
-
Принуждение (соперничество, борьба)
21
Навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения
- Используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д.
- Оправдано в случаях:
- явной конструктивности предлагаемого решения;
- при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности;
- выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы;
- важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию;
- отсутствии времени на уговоры оппонента
-
Уход
22
Стремление уйти от конфликта при минимуме затрат применяется при:
- отсутствии сил и времени для решения противоречия
- стремлении выиграть время
- наличии трудностей в определении линии своего поведения
- нежелании решать проблему вообще
-
Компромисс
23
Характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить применяется при:
- понимании оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов;
- удовлетворении временным решением;
- угрозе потерять все
-
Приспособление (уступка)
24
Вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций применяется при:
- осознании своей неправоты
- необходимости сохранения хороших отношений с оппонентом, сильной зависимости от него
- незначительности проблемы
- значительном ущербе, полученном в ходе борьбы
- угрозе еще более серьезных негативных последствий
- отсутствии шансов на другой исход
- давлении третьей стороны
-
Сотрудничество
25
Предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения
Оправдано в случаях:
- явной конструктивности предлагаемого решения;
- выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы;
- важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию;
- отсутствии времени на уговоры оппонента
-
Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий, выбираемых оппонентами
26
-
Правила поведения в конфликте
27
- Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции
- Стремитесь к уважительной манере разговора
- Стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы
- Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера
- Осознайте значимость разрешения конфликта для себя
- Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар»
- Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке
- Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите
- Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства
- Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения
-
Приобретенные знания
28
Определение понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация»
- Знание причин возникновения конфликтов
- Знание структуры конфликта и его основных элементов
- Знание видов конфликтов
- Знание этапов и фаз протекания конфликтов
- Знание видов общения
- Знание основных форм завершения конфликта
- Знание стратегий поведения в конфликте
-
Вопросы для самопроверки
29
Охарактеризуйте подходы к природе и сущности конфликта.
- Назовите причины и виды конфликтов в деловой сфере.
- Какие стили поведения в конфликте вам известны?
- Как можно управлять конфликтом?
- Что такое корпоративная этика?
- Каковы средства предотвращения конфликтов?
-
Рекомендуемая литература
30
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений / Г.Н. Смирнов. – М.: Изд-во УРАО, 2001.- 135 с.
Коллинза Д. – Этика и этикет в бизнесе: пер. с англ. / Д. Коллинз. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 160 с.
Егоршин А.П. Этика деловых отношений: учебное пособие для ву-зов / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – Н. Новгород.: НИМБ,2005. – 398 с.
Селюк Е. Ю. Конфликтология: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 192 с.
-
31
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.