Содержание
-
Представление числовой информации
с помощью систем счисления
Урок по теме:
-
Цели урока:
Усвоить определение следующих понятий:
Система счисления, цифра, число, основание системы счисления, разряд, алфавит, непозиционная система счисления, позиционная система
счисления, единичная (унарная) система счисления.
Научиться записывать:
десятичное число в римской системе счисления,
любое число в позиционной системе счисления в развернутой форме
Уметь:
определять основание системы счисления
приводить примеры чисел различных позиционных систем счисления
объяснить разницу между числом и цифрой позиционной и непозиционной системой счисления
-
"Все есть число"
- Говорили древнегреческие философы, ученики Пифагора, подчеркивая важную роль чисел в практической деятельности.
-
Система счисления
- Это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Система счисления- Это совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются.
-
системы счисления
позиционные
непозиционные
-
Непозиционные
системы счисления
Непозиционной называют систему счисления, в которой количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе.
-
Примераминепозиционныхсистем счисления являются:
единичная
десятичная древнеегипетская
алфавитная система записи чисел
(римская)
-
Единичная система счисления
В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел. Первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-нибудь значков: насечек, черточек, точек.
+
+
=
-
Десятичная древнеегипетскаясистема счисления
Для обозначения ключевых чисел использовали специальные значки-иероглифы:
(Вторая половина третьего тысячелетия)
-
Алфавитная система записи чисел
До конца XVII века на Руси в качестве цифр использовались следующие буквы кириллицы, если над ними ставился специальный знак - титло. Например:
-
Римская система счисления
До нас дошла римская система записи чисел
Применяется более 2500 лет.
В качестве цифр в ней используются латинские буквы:
I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
Например:
CXXVIII = 100 +10 +10 +5 +1 +1 +1=128
-
Позиционные
системы счисления
Позиционной называют систему счисления, в которой количественное значение цифры зависит от ее положения в числе.
-
Вавилонская система счисления
Первая позиционная система счисления была придумана еще в древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была
шестидесятеричной, то есть в ней
использовалось шестьдесят цифр!
Числа составлялись из знаков двух видов:
Единицы –прямой клин
Десятки – лежачий клин
Сотни
10 + 1 = 11
-
Позиционные системы счисления
Наиболее распространенными в настоящее время являются
-десятичная
-двоичная
-восьмеричная
-шестнадцатеричная позиционные системы счисления.
-
Десятичная система счисления
Любое число мы можем записать при помощи десяти цифр:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Именно поэтому наша современная система счисления называется десятичной.
Известный русский математик Н.Н.Лузин так выразился по этому поводу:
«Преимущества десятичной системы счисления не математические, а зоологические. Если бы у нас было на руках не десять пальцев, а восемь, то человечество бы пользовалось восьмеричной системой счисления.»
-
Хотя десятичную систему счисления принято называть арабской, но зародилась она в Индии, в V веке.
В Европе об этой системе узнали в ХII веке из арабских научных трактатов, которые были переведены на латынь.
Этим и объясняется название «Арабские цифры».
Однако широкое распространение в науке и в обиходе десятичная система счисления получила только в XVI веке. Эта система позволяет легко выполнять любые арифметические вычисления, записывать числа любой величины. Распространение арабской системы дало мощный толчок развитию математики.
-
Арабская нумерация
Возобладала при Петре I
Как видоизменялись цифры, употреблявшиеся арабами, пока они не приняли современные формы:
-
Была придумана задолго до появления компьютеров. Официальное рождение двоичной арифметики связано с именем Г. В. Лейбница, опубликовавшего в 1703 г. статью, в которой он рассмотрел правила выполнения арифметических действий над двоичными числами. Ее недостаток – «длинная» запись чисел.
В настоящий момент – наиболее употребительная в информатике, вычислительной технике и смежных отраслях система счисления. Использует две цифры:
0 и 1
Пример:
Свернутая форма записи числа: 1012
2 1 0
Развернутая форма:101 =1*22 +0*21+1*20
Все числа в компьютере представляются
с помощью нулей и единиц, т. е.
в двоичной системе счисления.
Двоичная система счисления
-
Позиционная система счисления
Количество используемых цифр называется основаниемпозиционной системы счисления.
За основание позиционной системы можно принять любое натуральное число больше единицы.
Основание системы, к которой относится число, обозначается подстрочным индексом к этому числу.
1110010012 356418 43B8D16
Пример: основаниедесятичной системы счисления =10
Позиция цифры в числе называетсяразрядом
Число 555- свернутая форма.
2 1 0
555=5*10+5*10+5*10- развернутаяформачисла.
-
Алфавиты нескольких систем
-
Самостоятельная работа
1. Прочитай внимательно алгоритм выполнения заданий;
2. Выполни в тетради задание в Карточке № 1 и сдай учителю на проверку.
3. Прочитай внимательно все о римской системе счисления задание в Карточке № 2.
Выполни на этом же бланке №1 и №2 обязательно, а №3 (+) если сможешь.
Обменяйся с соседом по парте заданиями с бланками для взаимопроверки.
3. Прочитай внимательно все о позиционных системах счисления в Карточке № 3и выполни на том же бланке задания:
№1- заполни таблицу
№2- первое задание обязательное. Со знаком(+)-дополнительно, если сможешь.
Обменяйся с соседом по парте заданиями для взаимопроверки.
-
Карточка №1:
Выписать в тетрадь основные определения понятий, заданные в явном и неявном виде:
1. Система счисления
2. Цифра
3. Число
4. Основание системы счисления
5. Разряд
6. Алфавит
7. Непозиционная система счисления
8. Позиционная система счисления
9. Единичная (унарная) система счисления
-
Карточка №2:
Запишите в римской системе счисления числа:
1. 9 =
12 =
2778 =
2. Какие числа записаны с помощью римских цифр:
LXV=
MCMLXXXVI =
__________________________+ (дополнительно)
Исправьте неверные равенства, переложив с одного места на другое только одну палочку:
VII –V = XI
IX – V = VI
-
Карточка №3: (выполняется на этом же бланке)
Задание№1:Заполни таблицу:
Задание№2:Запишите в развернутой форме числа:
5,1610 =
1001,012 =
__________________________+ (дополнительно)
Подумай и попробуй объяснить, чем отличается позиционная система счисления от непозиционной.
-
Домашнее задание:
§4.1.1,
задания для самостоятельного выполнения: 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5
Творческое задание: Составьте и оформите в MS Word кроссворд по теме «Системы счисления»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.