Содержание
-
Тема урока:
Системы счисления
Презентацию подготовила
преподавательинформатики и ИКТ
ОГБОУ НПО ПЛ № 3 г. Иваново
Меркулова Татьяна Дмитриевна
-
Цели урока:
Рассмотреть, что такое система счисления, виды систем счисления.
Научиться производить перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Можете ли вы полностью ответить на следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое информация?
Какие виды информации способен обрабатывать компьютер?
Каким образом кодируется информация в компьютере?
Известно ли вам, что такое система счисления? Какие бывают системы счисления?
Умеете ли вы производить перевод чисел из одной системы счисления в другую?
Системысчисления
Тема урока:
-
Кроссворд– ПОВТОРЕНИЕ
Вопросы:
1. Первичное неопределяемое понятие информатики и новые сведения для человека.
2. Информация в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
3. Минимальная единица измерения количества информации.
4. Информация, передаваемая в виде символов, сведения из книги, газеты, журнала и т. д.
5. Примеры этого вида информации - рисунок, чертеж — в виде статических изображений.
6. 8 бит – это 1 ________ .
7. Речь, музыка, шум – это __________________ информация.
-
Кроссворд– ПОВТОРЕНИЕ
-
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления.
Знаки системы счисления, с помощью которых записывают числа – это цифры.
Системой счисления (с/с) называется способ записи чисел с помощью специальных знаков – цифр.
1. Представление числовой информации с помощью систем счисления
Чем отличается цифра от числа?
Цифр ограниченное количество, а чисел бесконечно много!
-
2. Виды систем счисления
Позиционные:
десятичная, двоичная,
восьмеричная, шестнадцатеричная
Непозиционные:
римская
В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных — не зависит.
Примеры: Десятичная с/с: число 33 – здесь одна и та же цифра 3 обозначает и 3 десятка, и 3 единицы в зависимости от позиции.
Римская с/с: в числе XXX (30) цифра X встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину - число 10.
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Основные достоинства любой позиционной с/с:
1. Простота выполнения арифметических операций.
2. Ограниченное количество символов, необходимых для записи числа.
-
3. Свойства позиционных с/с
В позиционной с/с положение цифры в числе однозначно определяет тот вклад, который она вносит в состав числа.
Позиция цифры в числе называется разрядом.
Совокупность различных цифр или других знаков, используемых для записи чисел называется базисом (алфавитом цифр).
Количество этих цифр определяет основание с/с. Основание с/с будем записывать в виде нижнего индекса.
Примеры.
Базис десятичной с/с состоит из 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ее основание 10.Если взять в качестве основания число 2, то получим двоичную систему счисления, базис которой состоит только из цифр 0 и 1.
-
Основанием системы счисления может быть любое натуральное число, большее 1.
4. Виды позиционных с/с
-
5. Развернутая форма записи числа
Здесь: А — само число,
q — основание системы счисления,
аi — цифры данной системы счисления (аn-2; аn-1 и др.),
n — число разрядов целой части числа,
m — число разрядов дробной части числа.
Пример. В десятичной с/с:
2951,6710 = 2 103 + 9 102 + 5 101 + 1 100 + 6 10-1 + 7 10-2
Число в позиционной с/ может быть записано в развернутой форме:
Аn = ± (an-1qn-1 + an-2qn-2 + … + a0q0 + a-1q-1 + a-2q-2 + … + a-mq-m)
Свернутой формой записи числа называется запись в виде:
А =an-1an-2... a1a0 , a-1a-2 ... a-m
-
6. Перевод чисел в десятичную с/с
Алгоритм перевода:
1. Представьте число в развернутой форме. При этом основание с/с должно быть представлено в десятичной системе счисления.
2. Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления.
Примеры:
Переведем число 110012 в десятичную систему счисления.
1. Запишем число в развернутой форме:
11012 = 124+123 + 022 + 021 + 120.
2. Найдем сумму ряда: 24+23+0+0+20 = 16+8+4+1 = 2910.
Переведем число 16,48.
1. Запишем число в развернутой форме: 181+680+48-1
2. Найдем сумму: 8+6+0,5 = 14,510.
-
7. Перевод чисел из десятичной с/с в двоичную
Алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую:
1. Последовательно выполнить деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой с/с, пока не получится частное, меньшее делителя.
2. Полученные остатки являются цифрами числа в новой с/с.
3. Составить число в новой системе счисления, записывая его начиная с последнего остатка.
-
Пример:
Перевести в двоичную систему счисления: 74910
Решение:
74910 = 10111011012 , т. к.
-
Произвести перевод чисел в заданную систему счисления, при необходимости используя программу Калькулятор.
Практическоезадание:
-
Итогиурока:
Мы рассмотрели, что такое система счисления, виды систем счисления.
Научились производить перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Продолжили совершенствовать навыки работы с числовой информацией на компьютере.
ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ
Переведите число – год вашего рождения в двоичную систему счисления.
-
При создании презентации и подготовке урока были использованы следующие материалы и литература:
Угринович Д. Н., «Информатика и информационные технологии», -М.: «Бином», 2006. -511 с.: ил.
Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям» М.: Бином, 2002. -214 с.
Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике. Пособие для 10-11 кл. средней школы» -М.: «Вако», 2008. -352с.
Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике. Пособие для 8-9 кл. средней школы» -М.: «Вако», 2007. -327 с.
Рисунки: http://moneymaster.ru/clipart1/ofice/0013.jpg, http://moneymaster.ru/clipart1/ofice/0012.jpg, http://3.bp.blogspot.com/-blNLCdC8Vdg/T5EwxkdVFoI/AAAAAAAAAAM/dzWe87UffgE/s1600/informatika+(1).jpg,http://megaobzor.com/load/stati/ggg1.jpg, http://inf.e-alekseev.ru/extra/comp_logo.jpg, http://white-power.tut.su/public/image/other/comp.png, http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/585/75585299_large_MatI1036.jp http://3.bp.blogspot.com/_djM44k05GRQ/TSuZUfziOFI/AAAAAAAAAAQ/_No5f9uRyB8/s1600/%25D0%25A0%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BA1.png, http://40frspb.caduk.ru/images/book.png
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.