Презентация на тему "Системы счисления" 5 класс

Презентация: Системы счисления
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
24 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "Системы счисления" по математике. Состоит из 26 слайдов. Размер файла 0.68 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Системы счисления
    Слайд 1

    системы счисления

    Методическая разработка учителя математики МОУ Коляновская СОШ,

    Ивановского района, Ивановской области Опалевой ОА

  • Слайд 2

    Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир

    Иоганн Гете

  • Слайд 3

    Медвежонок Винни мечтал

    стать таким же умным.

    как его знакомая сова.

    Поэтому он решил изучить

    все книги, какие только

    есть на свете.

    Прочитав стихотворение

    А.Н.Старикова,

    медвежонка поразила

    совершенно невероятная

    …девочка.

  • Слайд 4

    Ей было 1100 лет.

    Она в 101 класс ходила.

    В портфеле по 100 книг носила.

    Всё это правда, а не бред.

    Когда, пыля десятком ног,

    Она шагала по дорогеЗа ней всегда бежал щенок

    С одним хвостом, зато стоногий.

    Она ловила каждый звук

    Своими десятью ушами,

    И 10 загорелых рук

    Портфель и поводок держали.

    И 10 тёмно-синих глаз

    Оглядывали мир привычно.

    Но станет всё совсем обычным,

    Когда поймёте наш рассказ.

    Винни решил во всём разобраться, конечно, не без помощи мудрой совы.

    Как такое может быть!

    Откуда взялись такие числа?

    Откуда, вообще, взялись числа?

  • Слайд 5

    Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать

    своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов.

    Самая простая система счисления была у древних людей.

    Какое число нужно записать, столько сделают засечек на палке, или в кучку камешков положат.

    Но это удобно, пока числа небольшие. Вы только представьте себе число 1 000 записанное с помощью кучки камушков, а 1 000 000? Неудобно?

  • Слайд 6

    Арифметические знания требовались, чтобы:

    с успехом заниматься сельским хозяйством

    строить здания, дворцы, дамбы, пирамиды…

    совершать далёкие путешествия

    вести торговые дела

    вычислять и предугадывать наперёд пути движения планет на небе

    В разных уголках планеты складывались свои системы счисления

  • Слайд 7

    Египет

    Государство

    Майя

    Китай

    Вавилон

    Древняя

    Русь

    Римская

    империя

    Наиболее

    известные

    нумерации

    Индия

    Греция

  • Слайд 8

    Египетская нумерация

    Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад

    Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими.

    Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то переходили к следующему разряду.

    Например:

    1

    10

    100

    1000

    10000

    100000

    1000000

    10000000

    135

    13209

  • Слайд 9

    Древняя греческая нумерация

    В ней числа 1 - 9 обозначаются первыми буквами греческого алфавита:

    числа 10, 20, … 90:

    числа 100, 200, … 900 последними девятью буквами:

    Для обозначения тысяч и десятков тысяч пользовались теми же цифрами, но только с добавлением особого значка '. Любая буква с этим значком сразу же становилась в тысячу раз больше.

    Для отличия цифр и букв писали черточки над цифрами.

  • Слайд 10

    В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени

    создалась нумерация

    Вавилонская нумерация

    Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков:

    для единицы, и для десятка.

    Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. Эти знаки повторялись нужное число раз, например:

    3

    20

    32

    5*60+2=302

    Числа более 60 записывают позиционно,

    Только в вавилонской поместной

    нумерации ту роль, которую у нас играет

    число 10, играет число 60, и потому эту

    нумерацию называют шестидесятеричной. При отсутствии разряда вставлялся значек

    игравший роль нуля.

  • Слайд 11

    Нумерация индейцев Майя

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    15

    20 или 0

    Сначала эта нумерация обслуживала

    пятеричную систему счисления, а потом

    ее приспособили для двадцатеричной

    Записывались цифры числа в столбик

    20+20+5+5+5+1+1+1=58

    5+5+5+1=16

  • Слайд 12

    Китайская нумерация

    Возникла эта нумерация около 4 000 тысяч лет тому назад в Китае.

    °

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    0

    Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими.

    Например

    10 100 1000

    2*1000=2 000

    5*100+4*10+6=546

  • Слайд 13

    Славянская кириллическая нумерация

    Эта нумерация была создана вместе со славянской алфавитной системой для переписки священных книг для славян греческими монахами братьями Кириллом (Константином) и Мефодием в IX веке.

    Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими, слева направо. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то его пропускали

    Для того, чтобы не перепутать буквы и цифры, использовались титла - горизонтальные черточки над числами, что мы видим на рисунке.

    Для обозначения больших, чем 900 чисел использовались специальные значки, добавляемые к букве.

    В России славянская нумерация сохранилась до конца XVII века. При Петре I возобладала так называемая «арабская нумерация».

  • Слайд 14

    Это, наверное, самая известная нумерация, после арабской. С нею мы достаточно часто сталкиваемся в повседневной жизни. Это номера глав в книгах, указание века, числа на циферблате часов, и т. д.

    Возникла эта нумерация в древнем Риме.

    Латинская (Римская) нумерация

    Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими, слева направо. Если цифра с меньшим значением записывалась перед цифрой с большим значением, то происходило ее вычитание.

    CCXXXVII = 100+100+10+10+10+5+1+1 = 237

    XXXIX = 10+10+10-1+10 = 39

    Есть правило, по которому нельзя записывать подряд 4 одинаковых цифры, такая комбинация заменяется комбинацией с правилом вычитания, например:

    XXXX = XC (50-10)

    IIII = IV (5-1)

    CCCC = CD (500-100)

  • Слайд 15

    Арабская нумерация

    Это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация. Название "арабская" для нее не совсем верно, поскольку хоть и завезли ее в Европу из арабских стран, но там она тоже была не родной. Настоящая родина этой нумерации - Индия.

    Форма индийских цифр претерпевала многообразные изменения.

    Та форма, которой мы сейчас пользуемся установилась в XVI веке

    Древнее изображение десятичных цифр не случайно:

    каждая цифра обозначает число по количеству углов в ней.

    Например, 0 — углов нет, 1 — один угол, 2 — два угла и т.д.

  • Слайд 16

    Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

    А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

    На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

    На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

    Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

    Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

    На счет шесть прошу всех сесть.

    Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

    физкультминутка

  • Слайд 17

    Системы счисления

    Позиционные

    (значение цифр

    зависит от

    позиции в числе)

    Непозиционные

    (значение цифр

    не зависит от

    позиции в числе)

  • Слайд 18

    Основные недостатки непозиционных систем:

    Запись больших чисел требует введения новых символов.

    Невозможно представлять дробные и отрицательные числа.

    Сложно выполнять простейшие арифметические операции.

    непозиционные системы

    Римская

    Алфавитные (Греческая, славянская)

  • Слайд 19

    Позиционные системы

    Как указать принадлежность числа к какой-либо системе счисления?Основание системы приписывается нижним

    индексом к этому числу. (1123 = 1410 )

    Основанием позиционной системы счисления может быть

    любое число, большее1.

    «Мысль выражать все числа немногими знаками,

    придавая им, кроме значения по форме,

    ещё значение по месту, настолько проста,

    что именно из-за этой простоты трудно оценить,

    насколько она удивительна»

    Франц. математик Пьер Лаплас (1749-1827)

  • Слайд 20

    24110=111100012

    5010=

    1100102

    двоичная система счисления

    2-основание

    0,1-алфавит

    10012=1*23+0*22+0*21+1*20=

    =1*8+0*4+0*2+1*1=910

    50:2=25 0

    25:2=12 1

    12:2=6 0

    6:2=3 0

    3:2=11

    5010=1100102

    241 : 2 = 120 1

    120 : 2 = 60 0

    60 : 2 = 30 0

    30 : 2 = 15 0

    15 : 2 = 7 1

    7 : 2 = 3 1

    3 : 2 = 11

    241 10=111100012

    1*24+0*23+1*22+1*21+0*20=

    =1*16+0*8+1*4+1*2+0*1=2210

    Перевод из 2-ичной системы в 10-ичную

    Перевод из 10-ичной системы в 2-ичную

    остаток

    101102=

  • Слайд 21

    троичная система счисления

    3-основание

    0,1,2-алфавит

    Перевод из 3-ичной системы в 10-ичную

    12103=1*33+2*32+1*31+0*30=

    =1*27+2*9+1*3+0*1=4810

    =2*32+0*31+1*30=

    =2*9+0*3+1*1=1910

    241:3=80 1

    80:3=26 2

    26:3=8 2

    8:3=2 2

    24110=222213

    остаток

    Перевод из 10-ичной системы в 3-ичную

    24110=222213

    5010=

    12123

    50:3=16 2

    16:3=5 1

    5:3=12

    5010=12123

    2013

  • Слайд 22

    двенадцатеричная система счисления

    12-основание

    0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B-алфавит

    Число двенадцать (дюжина) даже составляла конкуренцию десятке в борьбе за статус общеупотребительной системы счисления. Дело

    в том, что число 12 имеет больше делителей(2,3,4,6), чем 10(2,5). Поэтому

    в 12-ричной системе гораздо удобнее производить расчёты, нежели в десятичной.

    Дюжина гораздо прочно вошла в нашу жизнь.

    Выражается это хотя бы в следующем,

    многие предметы(столовые приборы,

    карандаши, фломастеры, платки)

    до сих пор продаются дюжинами.

  • Слайд 23

    десятеричная система счисления

    10-основание

    0,1,2,3,4,5,6,7,8,9-алфавит

    «Преимущество десятичной системы не математическое,

    а зоологическое. Если бы у нас на руках было не десять пальцев, а восемь, то человечество пользовалось бы восьмеричной системой» (Н.Н. Лузин)

    Самая распространённая в мире система счисления.

  • Слайд 24

    Соответствие первых двух десятков двоичной

    и десятичной систем счисления

    Десятичная 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Двоичная 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001

    Десятичная 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

    Двоичная 1010 1011 1100 1101 1110 1111 10000 10001 10010 10011

    Необыкновенная девочка

    Поможет нам двоичная система счисления.

    Ей было 1100 лет,

    Она в 101-й класс ходила,

    По 100 книг носила,

    Получается совсем обычная картина.

    значит 12 лет

    т.е. в 5 класс

    значит по 4 книги.

  • Слайд 25

    рефлексия

    Подошёл к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

    У вас у каждого на парте лежат смайлики, поднимите, пожалуйста, тот,

    который расскажет о вашем настроении после урока, о впечатлении от урока.

    Кто из вас выскажет мнение о пройденном уроке, вот фразы, с которых вы мо-

    жете начать…

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

  • Слайд 26

    Литература, ресурсы интернет

    О. М Шаров. Н. А. Меньшикова. Н. М. Ефимова.

    Организациявнеклассной работы по математикев средней школе.

    Энциклопедия для детей. Т.11.Математика / М.Аксёнова,

    В.Володин и др.-М.: Аванта, 2005.-688с.:ил.

    История систем счисления http://comp-science.narod.ru/Demenev/files/

    history.htm

    Аудиофайлы http://www.tamada-smirnov.ru/fanfar.php

    http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%

    BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%

    B8%20%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%

    D1%8F%D1%88%D0%BA%D0%B8&stype=image

    Анимация, картинки

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное образовательное учреждение

Коляновская средняя общеобразовательная школа

Ивановского района, Ивановской области

Урок изучения нового материала в 5 классе

Системы счисления

Разработала

учитель математики

О. А. Опалева

2011

Конспект урока

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Познакомить учащихся с различными системами счисления

Задачи урока

Изучить развитие систем счисления в разных уголках планеты. Познакомить с позиционными и непозиционными системами счисления. Научить переводить числа из одной системы в другую.

Способствовать развитию логической составляющей мышления.

Расширить кругозор. Совершенствовать коммуникативные компетенции.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Узнают как развивались системы счисления у разных народов мира.

Учатся записывать числа в различных сис- темах счисления.

Приобретают опыт поиска, анализа информации при подготовке к уроку и публичного выступления на уроке.

Необходимое оборудование и материалы

Проектор, компьютер, экран

Подробный конспект урока

Орг.момент (1мин)

Мотивация учащихся (2 мин)

Деятельность учителя

Приветствие учащихся.

- по тексту слайдов 3,4

-совершим же и мы, вместе с Винни, виртуальное путешествие.

Деятельность учащихся

Ход и содержание урока:

Изучение нового материала

(20 мин)

Закрепление нового материала (7 мин)

Динамическая пауза (1мин)

Изучение нового материала

(5 мин)

Закрепление нового материала (6 мин)

Итог урока (1мин)

Рефлексивная деятельность

(1 мин)

Домашнее задание (1мин)

-познакомимся с системами счисления разных народов мира.

Тема урока: Системы счисления»

- (слайд 7) наиболее известные нумерации сложились в своё время в Древней Греции, Древнем Риме, Вавилоне, Египте, Китае, Государстве Майя, Древней Руси и в Индии. Сейчас ребята познакомят нас с ними.

Проверяет правильность записей.

По гиперссылке переход на слайд 16. Читает стихотворение.

-по тексту слайдов 17,18

-слайд 19 представляет контекстное меню. Поочерёдно переходить на необходимую страницу, возвращаясь на слайд 19 после появления стрелки, указывающей на переход.

По гиперссылке переход на слайд 24.

-по тексту слайда 24

Слайд 25

- по тексту слайда

- творческое задание. Выполнить иллюстрации к одной из рассмотренных или к своей придуманной системе счисления.

Выступление 1 пары учащихся

-по тексту слайдов 5,6

Запись в тетрадях темы урока.

Восемь пар учащихся по очереди в произвольном порядке знакомят аудиторию с системой счисления того или иного государства. Пользуясь гиперссылкой (активной строчкой), открывают свою страницу. Далее по тексту слайда знакомят с историческими сведениями, алфавитом системы, рассматривают примеры, предлагают одноклассникам на основе полученных сведений попробовать самостоятельно составить числа в данной системе.

Возвращаются на слайд 7, с контекстным меню, после появления стрелки, указывающей на возврат.

Выполняют упражнения по тексту стихотворения.

Выполняют задания по тексту слайда. (Образец комментирует учитель)

Учащиеся оценивают свое психологическое самочувствие с помощью смайлика, высказывают мнение о пройденном уроке

Дополнительная необходимая информация

Урок подготовлен совместно с учащимися. За две недели до урока 9 пар учащихся получают задание подобрать материал, проанализировать его и подготовить сообщения по темам:

Система счисления в Древней Греции, Древнем Риме, Вавилоне, Египте, Китае, Государстве Майя, Древней Руси и в Индии. Развитие системы счисления в связи с практической деятельностью человека.

По мере выполнения задания учащиеся консультируются с учителем. Ученики данного 5 класса не смогли самостоятельно разместить информацию на слайдах, поэтому учитель включил материал в основную презентацию. В ходе выступления на уроке, учащиеся пользуются готовыми слайдами. Если ребята владеют навыками работы в Microsoft PowerPoint, то могут сами оформить материал. Учитель включает работы в основную презентацию с помощью гиперссылок.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

О. М Шаров. Н. А. Меньшикова. Н. М. Ефимова. Организация внеклассной работы по математике в средней школе.

Энциклопедия для детей. Т.11.Математика / М.Аксёнова, В.Володин и др.-М.: Аванта, 2005.-688с.:ил.

История систем счисления http://comp-science.narod.ru/Demenev/files/ history.htm

Муниципальное образовательное учреждение

Коляновская средняя общеобразовательная школа

Ивановского района, Ивановской области

Урок изучения нового материала в 5 классе

Системы счисления

Разработала

учитель математики

О. А. Опалева

2011

Конспект урока

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Познакомить учащихся с различными системами счисления

Задачи урока

Изучить развитие систем счисления в разных уголках планеты. Познакомить с позиционными и непозиционными системами счисления. Научить переводить числа из одной системы в другую.

Способствовать развитию логической составляющей мышления.

Расширить кругозор. Совершенствовать коммуникативные компетенции.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Узнают как развивались системы счисления у разных народов мира.

Учатся записывать числа в различных сис- темах счисления.

Приобретают опыт поиска, анализа информации при подготовке к уроку и публичного выступления на уроке.

Необходимое оборудование и материалы

Проектор, компьютер, экран

Подробный конспект урока

Орг.момент (1мин)

Мотивация учащихся (2 мин)

Деятельность учителя

Приветствие учащихся.

- по тексту слайдов 3,4

-совершим же и мы, вместе с Винни, виртуальное путешествие.

Деятельность учащихся

Ход и содержание урока:

Изучение нового материала

(20 мин)

Закрепление нового материала (7 мин)

Динамическая пауза (1мин)

Изучение нового материала

(5 мин)

Закрепление нового материала (6 мин)

Итог урока (1мин)

Рефлексивная деятельность

(1 мин)

Домашнее задание (1мин)

-познакомимся с системами счисления разных народов мира.

Тема урока: Системы счисления»

- (слайд 7) наиболее известные нумерации сложились в своё время в Древней Греции, Древнем Риме, Вавилоне, Египте, Китае, Государстве Майя, Древней Руси и в Индии. Сейчас ребята познакомят нас с ними.

Проверяет правильность записей.

По гиперссылке переход на слайд 16. Читает стихотворение.

-по тексту слайдов 17,18

-слайд 19 представляет контекстное меню. Поочерёдно переходить на необходимую страницу, возвращаясь на слайд 19 после появления стрелки, указывающей на переход.

По гиперссылке переход на слайд 24.

-по тексту слайда 24

Слайд 25

- по тексту слайда

- творческое задание. Выполнить иллюстрации к одной из рассмотренных или к своей придуманной системе счисления.

Выступление 1 пары учащихся

-по тексту слайдов 5,6

Запись в тетрадях темы урока.

Восемь пар учащихся по очереди в произвольном порядке знакомят аудиторию с системой счисления того или иного государства. Пользуясь гиперссылкой (активной строчкой), открывают свою страницу. Далее по тексту слайда знакомят с историческими сведениями, алфавитом системы, рассматривают примеры, предлагают одноклассникам на основе полученных сведений попробовать самостоятельно составить числа в данной системе.

Возвращаются на слайд 7, с контекстным меню, после появления стрелки, указывающей на возврат.

Выполняют упражнения по тексту стихотворения.

Выполняют задания по тексту слайда. (Образец комментирует учитель)

Учащиеся оценивают свое психологическое самочувствие с помощью смайлика, высказывают мнение о пройденном уроке

Дополнительная необходимая информация

Урок подготовлен совместно с учащимися. За две недели до урока 9 пар учащихся получают задание подобрать материал, проанализировать его и подготовить сообщения по темам:

Система счисления в Древней Греции, Древнем Риме, Вавилоне, Египте, Китае, Государстве Майя, Древней Руси и в Индии. Развитие системы счисления в связи с практической деятельностью человека.

По мере выполнения задания учащиеся консультируются с учителем. Ученики данного 5 класса не смогли самостоятельно разместить информацию на слайдах, поэтому учитель включил материал в основную презентацию. В ходе выступления на уроке, учащиеся пользуются готовыми слайдами. Если ребята владеют навыками работы в Microsoft PowerPoint, то могут сами оформить материал. Учитель включает работы в основную презентацию с помощью гиперссылок.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

О. М Шаров. Н. А. Меньшикова. Н. М. Ефимова. Организация внеклассной работы по математике в средней школе.

Энциклопедия для детей. Т.11.Математика / М.Аксёнова, В.Володин и др.-М.: Аванта, 2005.-688с.:ил.

История систем счисления http://comp-science.narod.ru/Demenev/files/ history.htm

Скачать конспект

Сообщить об ошибке